Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как сохранить коммерческую тайну


Юлия Юткина
Источник: Личные деньги

Проблема сохранения "рабочих" секретов актуальна для любой фирмы. Поэтому сотрудникам всех российских компаний приходилось слышать выражение "коммерческая тайна". И подписывать разнообразные документы, в которых они обязуются эту самую тайну хранить. Однако, многие весьма смутно представляют себе, что это такое, и как происходит утечка коммерческой информации. И мало кто знает, какую ответственность несут за разглашение коммерческой тайны сотрудники фирмы.

Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федерального закона "О коммерческой тайне" и ряда других нормативных актов, в описание которых углубляться не имеет смысла.

Статья 3 Закона "О коммерческой тайне" дает следующие определения: "коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны".

А определение статьи 139 ГК РФ содержит три основных признака, одновременное наличие которых позволяет считать ту или иную информацию коммерческой тайной:

  • ее неизвестность третьим лицам;
  • отсутствие свободного доступа к ней на законном основании;
  • принятие обладателем информации мер к охране ее конфиденциальности.

Любая компания имеет право установить у себя режим коммерческой тайны. Но для этого ее руководству первым делом необходимо решить, какие сведения признать конфиденциальными.

Эксперты выделяют несколько методов, помогающих фирме определить, что отнести к коммерческой тайне.

Первый метод - тотальный. В этом случае организация делает коммерческой тайной абсолютно всё (кроме сведений, которые не могут быть закрыты). Однако, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью, а из-за режима тотальной секретности будет затруднена работа компании.

Второй метод - так называемый "плагиаторский". Фирма узнает, какую именно информацию партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует.

Третий метод - аналитический. В этом случае руководство ставит себя на место конкурентов и анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать. Последний метод - экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Это наиболее эффективный, но в то же время и дорогой способ.

Эксперты также выделяют несколько групп секретной информации.

  • сведения о производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере и условиях производства, организации труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологические достижения.
  • информация управленческого характера, то есть, сведения о методах управления.
  • плановые документы (планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж и тому подобные).
  • финансовая и ценовая информация.
  • информация о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других) и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство.
  • И, наконец, личная информация о руководстве.

Но далеко не все сведения можно сделать коммерческой тайной.

Перечень сведений, которые не могут быть засекречены, дается в статье 5 Закона "О коммерческой тайне".

Согласно ей, режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Для того чтобы требовать от сотрудников выполнения обязательства о неразглашении коммерческой тайны, руководству необходимо соблюсти ряд условий:

Во-первых, лицо - обладатель коммерческой тайны - должно распространить на нее режим конфиденциальности. Это может быть сделано путем определения перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне, утверждаемого администрацией компании.

Во-вторых, работник, имеющий доступ к таким сведениям, должен быть ознакомлен с таким перечнем. Факт ознакомления, во избежание возможных недоразумений, должен быть подтвержден подписью работника.

В-третьих, работнику должны быть разъяснены особенности режима коммерческой тайны и ответственности за ее разглашение. Данная информация, как правило, содержится в положении о коммерческой тайне, утверждаемом администрацией компании. Факт ознакомления работника с этим положением, как и с указанным выше перечнем сведений, должен быть подтвержден документально.

В-четвертых, трудовой или гражданско-правовой договор (например, договор подряда) с лицом, имеющим доступ к коммерческой тайне, должен содержать положение, содержащее обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

Сотрудника, виновного в разглашении коммерческой тайны можно привлечь к гражданской, административной и уголовной ответственности. Если работник открыл коммерческую или служебную тайну, нарушив условия трудового договора, то он обязан возместить все убытки, причем не только те, что вызвали реальный ущерб, но и упущенную выгоду (ст. 15 ГК).

Если же сотрудник будет незаконно собирать засекреченные сведения, то ему грозит штраф или два года лишения свободы - конечно, только по решению суда. Причем здесь достаточно уже того, что он просто собирает эту информацию, и неважно - разгласил он ее или нет. Если же он раскрыл и использовал эти сведения без согласия владельца из корысти или личной заинтересованности, а это причинило крупный ущерб компании, то посадить могут на три года.

Однако, привлечь к уголовной ответственности сотрудника предприятия можно, только если соблюдены три условия:

  • если в трудовом договоре четко указана обязанность сотрудника хранить коммерческую тайну.
  • если руководитель составил и утвердил перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну.
  • если этот список был доведен руководством до сведения работников под роспись.

Руководство может привлечь сотрудников и к дисциплинарной ответственности. По статье 243 Трудового кодекса, если работник разгласит засекреченные сведения, то понесет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба. Более того, руководство имеет право такого сотрудника уволить (ст. 81 ТК).

В заключение хочется обратить внимание на то, что обязанность хранить коммерческую информацию в тайне не исчезает после увольнения с предприятия. По закону, уволенный сотрудник обязан хранить коммерческую тайну и после увольнения, в течение срока, установленного соглашением с работодателем. Если же такое соглашение не заключено, то минимальный срок для хранения тайны - 3 года.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru