Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Стресс на работе


А.П. Пахомов, кандидат психологических наук, РУДН
Источник: www.delo-press.ru

Понятие «стресс», науки его изучающие, в том числе психология стресса возникли относительно недавно. Теперь же слово «стресс», видимо, стало одним из самых употребительных в повседневной жизни.

Понятие «стресс», науки его изучающие, в том числе психология стресса возникли относительно недавно. Теперь же слово «стресс», видимо, стало одним из самых употребительных в повседневной жизни. Повышенное внимание к стрессу связано с  усложнением  условий труда и жизни в целом современного человека. Последствия все большего распространения порождающих стресс факторов (стрессоров) и связанных с ними психических и соматических (телесных) нарушений у все большего числа людей привели к необходимости уделять пристальное внимание проблеме появления стрессоров, их влиянию на человека, возможности их устранения.

Виды стресса

Различают стрессоры физиологические и психологические.
К первым относятся:
- чрезмерная физическая нагрузка,
- высокая и низкая температура в месте нахождения человека,
- болевые ощущения,
- недостаток кислорода во  вдыхаемом воздухе и пр.
Ко вторым:
- нереализованные притязания,
- неудовлетворенные потребности,
- бесцельность существования,
- трудность общения с окружающими,
- наличие конфликтов или угрозы их возникновения,
- несоответствие характеристик личности и ее социальной роли,
- семейные проблемы,
- профессиональные стрессоры. К последним относятся:
- информационная перегрузка,
- необходимость принимать ответственные решения, «трудоголизм». 

 Широко распространяющийся «стресс бизнесменов и менеджеров» часто определяется различного рода сочетаниями этих стрессоров.  

К психологическому стрессу относится и эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. У человека с его высокоразвитой  нервной системой эмоциональные раздражители — практически самый частый стрессор.

Строго говоря, в науке выделяют стресс, который может оказывать положительное, мобилизующее влияние  (это эустресс) и отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной дезорганизации деятельности (это дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления дистресса. В повседневной жизни, употребляя слово «стресс», обычно имеют ввиду дистресс.

История проблемы

Начало исследованиям стресса положили эксперименты на крысах Ганса  Селье. Селье создавал для крыс ситуации длительной угрозы и в 1936 г. случайно обнаружил, что у крыс наблюдается увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников (выделение адреналина/норадреналина), уменьшение вилочковой железы и лимфатических желез, точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными для почти любого длительного заболевания и обнаружил схожесть симптоматики.

Стресс является адаптационной реакцией организма на сильное воздействие стрессоров. Доставшийся нам от предков хорошо отлаженный механизм реагирования на экстремальное воздействие рассчитан на реакцию «сражайся, беги, пугай». Этот механизм оптимален, он мобилизует наши резервы. Однако длительное время он так работать не может по понятным причинам. И если нам приходится долго находиться под воздействием стрессоров, то сначала это приводит к адаптации физиологической системы, что сопровожда-ется повышением сопротивляемости организма. Но чрезмерные по силе и длительности нагрузки ведут к срыву работы адаптационной системы. Вот тогда и наступают те явления, которые Селье наблюдал в своих экспериментах.

Реакция на стресс

В настоящее время установлено, что дистресс является причиной многих заболеваний. Ситуативно наблюдаются:
- холодный пот,
- усталость,
- головные боли и головокружение,
- затруднение глотания,
- боли в пояснице,
- учащенное мочеиспускание, запоры,
- тошнота,
- судороги,
- провалы памяти.

Руки и ноги становятся холодными, дыхание — поверхностным, падает содержание сахара в крови.

Долговременное нахождение в состоянии дистресса приводит к тому, что развиваются такие заболевания, как гипертония, аритмия, тахикардия, сердечная недостаточность, гастрит, диабет, язвенный колит, язва, астма, инфаркт, артрит, кожные заболевания и даже рак.

Известно, что один и тот же стрессогенный фактор либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к нему.Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негатив-ная, основанная на неприятии стимула с биологической, психо-логической, социальной и прочих точек зрения данного человека. Объективно вредоносный фактор, если он не признается за таковой данным человеком, если человек осознает, что он контролирует и себя, и ситуацию, то этот фактор не будет стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма, а типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Кроме того, у человека существуют неосознаваемые влечения к получению не только положительных, но и отрицательных эмоций. Поэтому каждый должен тща-тельно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. Тогда становится понятным, что есть такие люди, для которых так желателен довольно высокий уровень стресса, как они говорят «почувствовать адреналин в крови».  Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием либо стоящего дела, либо по-стоянной чрезмерной перегрузкой.

Причины стресса

В любой организации причиной стресса является несоответствие того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации работник, имеющий опре-деленный уровень способностей, умений и навыков. Возможны 6 различных источников стресса как различных типов несоответствия между требуемым и возможным:
-  физические (громкость, запах и др.);
-  социальные (нормативные ограничения);
-  личностные (тревожность, низкая самооценка);
- особенности задачи (степень сложности, монотонность выполняемой работы);
- структурные (необходимость работы в группе или индивидуально);
- ролевые (возможность инициативы или подчиненность лидеру).

На практике производственный стресс часто есть результат недостаточной информированности работника о том, что от него конкретно требуется, или недостаточной интеграции новичка с организацией,  и при этом процесс превращения нового сотрудника в «полноправного» члена коллектива нередко сопровождается чувством неопреде-ленности и тревоги.

Установлено также, что ожидания новичков зачастую нереалистичны и черес-чур оптимистичны. В результате возникает настолько значительное расхождение между ожиданиями и реальностью, что оно приводит к состояниям близким к шоковым. Если человек находится в таком состоянии довольно длительное время, то у него снижается удовлетворенность своей рабо-той и сопротивляемость стрессу. Очевидно, что новичку необходима предварительная, максимально реалистичная информация о работе, что дает ему возможность подготовиться к возможным стрессовым ситуациям и тем самым противостоять им.

Стать полноправным членом социальной группы означает для работника занять определенную позицию в группе, взаимодействовать с другими ее членами и иметь представление о ценностях этого социума. Чувство удовлетворенности работой и степень связанности с группой высоко коррелирует с тем, насколько успешно для человека складываются социальные отношения в организации в целом. Если они достаточно благоприятны для работника, то он гораздо более устойчив к стрессу и к воздействиям стрессовых ситуаций.

Снижение удовлетворенности работой и истощение в значительной степени определяют появление стресса и болезни. Если отношения с коллегами и руководителями, содержание работы, материальное и техническое обеспечение, психологический климат и характер управле-ния, продвижение по службе и оплата труда перестают удовлетворять — и как следствие возникает дисбаланс между тем, что имеется, и желаемым — то удовлетворенность работой, естественно, снижается.

В зависимости от характера неудовлетворенности человек может повести себя в этой ситуации по-разному:
дать деструктивную реакцию типа агрессии или
искать конструктивные пути решения проблемы типа:
- коррекции нереалистичных ожиданий,
- поиска социальной поддержки и др.

Истощение характеризуется опус-тошенностью, деперсонализацией и ограниченными способностями к достижению успеха. Важной причиной возникновения такого со-стояния служит наличие крайне идеалистического представле-ния об этой работе. Когда оно вступает в противоречие с реаль-ностью, в человеке происходит эмоциональная борьба, приво-дящая к снижению самооценки и развитию неуверенности в себе.


Было обнаружено, что дистресс, возни-кающий в эмоционально неприятной рабочей обстановке, имеет последействие, распространяющееся на внерабочее время.Такое «накопившееся» последействие трудно компенсировать в часы досу-га. Поэтому считается более эффективным предотвращать возникновение дистресса на работе, чем пытаться снять его в сво-бодное от работы время.

Предрасположенность к стрессу

Установлено, что предрасположенность к возникновению дистрессовых состояний зависит от личностных характеристик. Так называемые «интерналы»  (уверенные в себе, берущие ответственность и надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке) обычно менее подвержены дистрессу при социальном давлении, чем «экстерналы» (неуверенные в себе, нуждающиеся в по-ощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу).

Если человек оценивает себя достаточно высоко, то мало-вероятно, что он будет реагировать или интерпретировать мно-гие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, то такой человек справится с ним лучше, чем тот, у кого низкая самооценка.

Трудности с управлением стрессом у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности под действием угрозы, чем люди с положительной самооценкой. Во-вторых, люди с низкой самооценкой воспринимают себя как имеющих неадекватные способности для того, чтобы противостоять угрозе. Они менее энергичны в принятии превентивных мер и, вероятно, имеют более фатальные убеждения, что ничего не смогут сделать для предотвращения плохих последствий. Они пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не справятся с ними.

Есть люди типа А, которые отличаются склонностью к недооценке сложности стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся. Оказалось, что они более подвержены болезненным стрессам, чем люди типа Б, склонные к спокойной, размеренной деятельности.

Но существует тип людей, которые, как и причисленные к типу А, склонны спешить и опаздывать, ставить себе непосильные задачи и выполнять ничтожную часть их. Но в отличие от людей типа А они не придают никакого значения той части задания, которую не смогли или не успели выполнить. Более того, ту малую часть задания, которую сделали, они расценивают как «потрясающий успех», что воодушевляет их на постановку себе новых задач и дальнейшую бурную деятельность. Люди этого типа настолько уверены в своей успешности, а часто и в своих выдающихся качествах, что им практически чужды чувства обиды, униженности, неуверенности в себе. Они мало подвержены дистрессу.

 Индивидуальная выраженность неблагоприятных проявлений стресса в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической уста-новки на ту или иную свою роль.

Тогда можно выделить три типа отношения человека к самому себе при стрессе:
Первый тип — отношение человека к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, оно усили-вает дистресс.
Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» с отношением к себе как к «ценности», доверенной себе же. Такой тип характерен для опытных специалистов, работающих в экстремальных условиях, для спортсменов высокого класса, для сохраняющих в критиче-ских условиях чувство собственного достоинства, для людей зрелого возраста.
Третий тип сочетает два первых типа отношений к себе при сопостав-лении проявлений стресса у себя и у других людей, также под-вергающихся экстремальным воздействиям. Третий тип может быть у ответственных за ход экстремальной ситуации и участвующих в ней. При этом, как правило, возрастает ответственность за себя, что снижает значение представления о себе как о «жертве», усиливающего дистресс. Если же ответственность человека мала, то вид страдания окружающих людей или их панические действия могут усилить у него аналогич-ные проявления, то тогда он реагирует на стресс по первому типу.

Каждое затруднение, с которым сталкивается человек, является стрессовым только в том случае, если оно оценивается негативно и не имеется адекватной стратегии его преодоления, т.е. если требования ситуации превышают ответные возможности человека.

Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической. В этом случае необходимы меры по управлению стрессом. На практике важно понять, где заключен источник хронического дисбаланса — во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возможностях личности, которые слишком ограничены. В связи с этим возникает вопрос, ка-кие нагрузки нормальны и допустимы и какие возможности требуются? Ответ зависит от конкретных условий ситуации: так, ожидания в отношении рабочего на конвейере совсем иные, чем в отношении руководителя. Соответственно различаются и те средства, с помощью которых нужно прово-дить работу по снижению возможности возникновения стресса.

Корпоративная культура и стресс

Для работника очень важно иметь четкое представление о нормах и ценностях организации или группы, понять корпоративную культуру, которая является основой социальных оценок, внут-ренних правил коммуникации и взаимодействия, разрешения возникающих конфликтов. Организационная социализация, т.е. помощь новичкам в знакомстве с ролевыми требованиями, приспособлении к социальным нормам, овладении задачей, является методом, помогающим людям в идентификации с организацией и уменьшающим вероятность появления конф-ликтов и стресса.

Последствия стресса влияют на поведение человека в рабочей обстановке, на продуктивность организации в целом и ее психо-логический климат. Специалистам по управлению персоналом необходимо понимать важность психологичес-кой работы по управлению стрессом. Такая работа может быть определена как любая программа действий, сосредоточенных на сокращении числа существующих производственных стрессоров или действий, помогающих работникам свести к минимуму негативные последствия этих стрессоров.

Проведение с работниками тренингапо повышению уверенности в себе может иметь огромное влияние на рабочую ситуацию. Имеющий проблемы со стрессом работник, выражая в ходе тренинга свои ожидания и конструктивную кри-тику, меняет социальный климат на рабочем месте и коммуни-кативное поведение своего руководителя и, возможно, вносит определенный вклад в изменение организационного климата. Конечная цель такого рода технологий — двоякая:
- измене-ние ситуации (уменьшение числа стрессоров или их интенсивности) и
- изменение личности (изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения).

Вмешательство в стрессовую ситуацию может иметь отзвук на разных уровнях всей организационной структуры. Развитие персонала связано с развитием всей организации.
Работа с оценками ситуации у работника требует понимания индивидуальности восприятия, структуры уста-новок и их динамики. Т.е. в центре внимания должна находиться личность со своими ценностями, намерениями, эмоциями и потенциалом действия.

Изменение стратегии преодоления стресса предполагает главным образом модификацию демонстрируемого (открытого) поведения человека. Этот подход требует применения различных техник, а также специфических методов переноса навыков, полученных в ходе тренинга, на ра-бочую ситуацию. Существует несколько возможностей в этом направлении — применение метода последовательного обуче-ния, использование методических программ, периодическое повторение тренинга, работа в кружках мастерства. Таким обра-зом, можно определять степень уменьшения стресса и изме-нять ситуацию, если уменьшение не возникло.

Как было показано, хронический стресс через ряд последовательных стадий ведет к нежелательным послед-ствиям типа чувства неудовлетворенности, потери мотивации, истощения, появления психосоматических жалоб и более серьезных заболеваний. Следовательно, избегание хронического стресса должно быть предметом основной заботы как самого работника, так и компании, которое должно организовать работу таким образом, чтобы хронические стрессы не возникали, а также предлагать работникам различные про-граммы тренинга для корректировки их переживаний и поведения.

Основы управления стрессом

Что касается индивидуальных действий работника, то, обычно столкнувшись со стрессовой ситуацией, он начинает сопротивляться, искать способ преодоления ситуации путем изменения:
- хода событий,
- внутреннего отношения к ним или
- того и другого одновременно.


В краткосрочном плане считается более эффективным сконцентрироваться на том, чтобы дать выход эмоциям: гневу, тревоге, потери уверенности в себе; в долгосрочном — на том, чтобы решить проблему. На выбор характера действий влияют личные качества и ситуация, имеющиеся ресурсы, самостоятельность, возможность что-то сделать, поддерж-ка со стороны.
Для управления стрессом необходимо тщательно проанализиро-вать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию.Затем произвести первичное вмешательство с целью их ослабле-ния или полного преодоления, например организационные преобразования или наращивание ресурсов, необходимых для преодоления стресса.

Если это не помогает, то возникает нужда во вторичном вмешательстве — повышении способностей человека самостоятельно спра-виться с причинами и симптомами стресса. Для этого можно прибег-нуть, например, к тренингу, самовнушению с обязательным возна-граждением себя за успехи.

Наконец, в острых случаях или в том случае, когда первичное и вторичное вмешательство оказались безуспешными, наступает необ-ходимость вмешательства врачей или консультантов-психологов.

Основные индивидуальные психологические способы управления стрессами:
1.  Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напря-жению мышц, аутотренингу и т.п.).
2.  Сознательное изменение процессов восприятия и оценки си-туации. Здесь можно выделить:
- отрицание (уклонение от восприятия негативной информации);
- вытеснение (забывание или переключе-ние на другое);
- принятие обстоятельств такими, какие они есть;
- замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной;
- рацио-нализацию (внушение себе мысли о малозначимости проблемы, не-заинтересованности в ней на самом деле и проч.).
3.  Эмоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора с сочувствующими лицами.
4.  Изменение позиции по отношению к проблеме в виде сниже-ния требований и претензий к себе и другим, перепоручение ее решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирова-ния и бездействия.
5.  Попытки руководствоваться тем, что расположение и благодарность, а также их антиподы — нена-висть и жажда мести — более всех других чувств ответственны за наличие или отсутствие дистресса.

*   *   *

Таким образом, длительное пребывание в состоянии дистресса может оказать разрушающее воздействие как на здоровье работника, так и на его деятельность. Но знание менеджерами основных правил работы с персоналом и умение их использовать, знание работниками своих особенностей и умение использовать методы индивидуальной борьбы со стрессовыми ситуациями вполне могут в значительной степени предотвратить нежелательные последствия потенциально стрессовых ситуаций.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru