Лет пять назад ко мне обратились владельцы магазина женской одежды европейской марки, расположенного в новом торговом центре. На руках у них был многостраничный отчет по оценке их бизнеса, красочно описывающий рост ВВП, доходов населения и огромные перспективы работающего всего полгода магазина. Авторы спрогнозировали постоянный рост дохода на бесконечную перспективу и вывели красивую цифру с шестью нулями. Тогда этот проект стал для меня сплошным мучением.
Владельцы малых и средних компаний обычно имеют представление о стоимости их бизнеса. Производимые ими «точные» расчеты дают желаемую цифру. На вопрос, насколько эта цена адекватна рыночному спросу, следует малоубедительный ответ: «Может быть, найдется кто-нибудь».
Ошибка кроется в игнорировании нескольких простых истин, основанных на опыте специалистов по оценке и продаже компаний. 1) В оценке бизнеса большую роль играет логика, умение анализировать информацию, интуиция и, если хотите, степень владения искусством достижения правильного (а не точного) результата. 2) Определяя цену, надо в первую очередь исходить из пожеланий инвесторов по срокам окупаемости вложений в тот или иной сегмент рынка. Как учит философия оценки, «богатых идиотов» не существует и не стоит их искать! 3) Стоимость бизнеса определяется по принципу текущего использования — никто не станет платить за перспективы.
За последние несколько лет в ведущих бизнес-брокерских компаниях наработаны базы данных по проведенным сделкам, что позволяет применять сравнительный подход при работе с предприятиями различных отраслей. Не составляет особого труда найти подходящие аналоги при оценке кондитерских, мебельных, полиграфических производств, кадровых агентств и многих других видов бизнеса.
Для тех случаев, когда найти сопоставимые объекты не представляется возможным, рекомендую учитывать пожелания потенциальных покупателей по срокам возврата вложенных средств. Сейчас на рынке купли-продажи действующих предприятий спрос опережает предложение. А запросы инвесторов таковы (показатели для различных отраслей могут колебаться в обе стороны): $300 000-500 000 инвестиций должны окупаться за 1,5-1,8 года; $600 000-800 000 — до двух лет, от $1 млн до $1,5 млн — максимум за 2,5 года. Причем предприятия торговли, общепита и сферы услуг оцениваются ниже, чем производственные предприятия со сходными финансовыми показателями. Конечно, случается, что стратегический инвестор руководствуется не только экономическими соображениями. Но это исключение только подтверждает правило «равняйтесь на рынок».