Дорога к идеалу
Кира Петрова
Источник:
Тема формирования миссии компании в обществе становится все популярнее. Мы часто слышим, читаем и даже используем такие понятия, как «миссия», «стратегия», «корпоративная культура», но далеко не всегда задумываемся о том, что они в действительности означают. В результате, они превращаются просто в красивые и высокопарные слова, смысл которых давно дискредитирован.
Именно поэтому выступления топ-менеджеров и владельцев бизнеса, которые с упоением рассказывают о стратегиях развития своей компании, о ее месте в жизни общества, выглядят сплошным популизмом, очередной саморекламой. Но так ли это? Понимают ли сами хозяева бизнеса всю серьезность и необходимость идеологии компании?
Сейчас в любом западном, да и отечественном учебнике по стратегии бизнеса описывается, что такое миссия, видение, стратегия и способы их внедрения. И большинство представителей бизнеса, хорошо подкованных теоретически, от таких технологий уже не отмахиваются, понимают (вроде бы) их необходимость.
Что вообще думают о миссии и стратегии управленцы и владельцы бизнеса? Один из наиболее распространенных ответов: «конечно, у меня есть документы, где подробно описаны миссия, стратегия и цели компании. Консультанты продали их мне вместе с пакетом прочих бумаг». Конечно же, подобные документы обязаны писаться самим владельцем фирмы, и документы эти должны быть искренними, интегрированными с потребностями общества в целом и компании в лице сотрудников в частности. Ведь миссия и цели компании — это, прежде всего, миссия и цели ее владельцев. А, как известно, работа над собой всегда была одной из самых трудных задач.
Люди, которые просто заказали консалтинговой компании формулировку основополагающих документов, как правило, не слишком хотят претворять в жизнь их содержание: во-первых, это тяжелая и кропотливая работа, а во-вторых, самому ведь придется соблюдать…
Многие руководители признаются, что у их предприятий есть четкая стратегия, но вот понятие миссии звучит слишком расплывчато. Здесь все достаточно просто: владелец рано или поздно поймет необходимость определиться, зачем же собственно существует его фирма. Распространенный ответ — «чтобы получать прибыль». Это самообман, или самовнушение. Прибыль является лишь показателем, индикатором эффективности и результативности компании.
Довольно распространенное заблуждение директоров: «я знаю, чего хочу, имею долгосрочные цели и задачи, к которым движется моя компания, но зачем их декларировать подчиненным?» Но стратегия компании может стать по-настоящему эффективной только в том случае, если сотрудники будут знать и разделять цели и задачи компании. Вполне возможно, что и без такого единения прибыль будет постепенно расти и фирма будет выглядеть вполне благополучно. Пока наша страна не достигла еще уровня «развитой экономики», и у нас есть масса других способов повышения эффективности компании. Тот же потенциал сокращения производственных и непроизводственных издержек в российских компаниях огромный, до экономности и расчетливости Запада в этом вопросе нам еще далеко. Однако, это явление временное, и в конечном итоге именно ресурс хорошо выстроенной корпоративной культуры сможет сыграть не последнюю роль в конкурентной борьбе.
Кроме того, если систему ценностей, видение владельца не интегрировать с системой ценностей сотрудников, то последние будут, прежде всего, реализовывать свои собственные интересы и потребности в работе. В этом случае, интересы компании точно будут для них на последнем месте, если вообще войдут в систему ценностей. И никаким кнутом и жестким контролем ситуацию уже не исправить, это мина замедленного действия.
И, наконец, четвертый тип владельцев утверждает — да у нас есть миссия и стратегия, с этими документами ознакомлены все сотрудники. О них мы говорим ежедневно и каждый в компании знает «куда плывет наш корабль и зачем».
Звучит, на первый взгляд, довольно сомнительно. Однако, это чаще всего те немногие счастливцы, которым удалось интегрировать свои собственные цели с целями компании, сотрудников и общества. Западные примеры — у всех на слуху, и лишний раз приводить их не будем. Из российских — крупные отечественные ритэйлеры, чьи методы и цели критикуют многие. И сторонние наблюдатели, да и бывшие сотрудники заявляют, что цели таких компаний нереальны, а миссии обманчивы. Вместе с тем, на мой взгляд, это наиболее честный вариант. Какие бы цели и задачи не были продекларированы владельцами, они доведены до всех подчиненных. И если эти цели не совпадают с целями сотрудников, то они могут взять и уйти.
Идеал, как известно недостижим, а миссия — это и есть идеал. И с этой точки зрения цели и стратегия компании — и есть попытка если не достичь этого идеала, то хотя бы приблизиться к нему.
|