Чтобы рынок воспринимал расставание компании и топ-менеджера позитивно, аналитики советуют тщательнее подбирать мотивировку увольнения
Слух о том, что Семен Вайншток, восемь лет возглавлявший «Транснефть», покинет пост, 5 сентября повысил котировки акций компании на 5%, и, когда слух подтвердился, цена акций поднялась еще на 2,5%, вспоминает Максим Шеин, начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса», а вот уход лорда Брауна из BP повлек падение котировок за неделю примерно на 5%. В первом случае владельцы убедили инвесторов, что грядут позитивные перемены, во втором — новый менеджер критиковал прежнюю политику компании, чем привел инвесторов в замешательство.
Шеин убежден: на отставку топ-менеджера рынок реагирует моментально. В этом не сомневается и Владимир Мухин, аналитик департамента консалтинга «Нексиа Пачоли»: «Риски для компании возникают, когда происходит увольнение публичной фигуры с формулировкой, идущей вразрез со сложившимся о ней мнением большинства участников рынка, либо сам уволенный открыто оспаривает формулировку увольнения. Чем публичнее человек, уходящий из компании, тем более внятным должен быть мотив ухода».
По результатам исследования МКЦ «Виват персонал», 80% опрошенных компаний всегда формулируют официальную версию увольнения топа (см. график). Менее 10% (в основном представители регионов) используют фиктивный перевод сотрудника на формально более высокую должность, в другое подразделение, не оказывающее большого влияния на развитие бизнеса. 4% признались, что представляют рынку ситуацию так, будто топ-менеджера перекупили, а сами за спиной управленца обращаются к хедхантерам с просьбой переманить топа в другую компанию.
За спиной
«В этом году подыскать менеджеру другую работу за его спиной нас просили трижды, — рассказывает Артур Шамилов, партнер хедхантинговой компании TopContact. — Всем троим заказчикам мы посоветовали играть в открытую и сесть за стол переговоров». Ни одна компания не согласится перекупать топа вслепую, зная, что от него хотят избавиться. Да и менеджер может не согласиться уйти из компании.
«За последний год к нам несколько раз обращались с подобной просьбой, — вспоминает Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. — Причины были разные: менеджер оказался слишком квалифицирован для позиции, а предложить иную ему не могли, в другом случае возникли разногласия с акционерами, в третьем — в процессе интеграции компаний появились дублирующиеся позиции». «Весьма сомнительный способ, — хмурится Дмитрий Скотников, руководитель промышленной практики хедхантинговой компании Pynes & Moerner. — Так владельцы бизнеса расписываются в собственной некомпетентности, давая понять, что не могут решить проблему открыто. К таким компаниям на рынке относятся с большим подозрением».
Рокировка
Чуть более года назад совладелец «Вимм-билль-данна» Сергей Пластинин принял решение отойти от оперативного управления и пригласить на должность председателя правления компании Тони Майера, больше 30 лет до этого проработавшего в Coca-Cola. «К 2006 г., несмотря на то что ВБД по-прежнему сохранял лидерство и высокие темпы роста выручки, прибыль компании падала из-за роста цен на сырое молоко и расходов компании, — комментирует Антон Сарайкин, PR-менеджер компании. — Сегодня очевидно, что решение было удачным: ВБД начал демонстрировать серьезное улучшение финансовых показателей за счет работы над снижением издержек и грамотной кадровой политики. В первом полугодии нынешнего года Майеру удалось добиться роста выручки на 40,5% до $1,148 млрд, а прибыли — на 46,7% до $65,8 млн».
По мнению Скотникова, с точки зрения репутации компании формальный перевод топа на другую должность — ход удобный. Но он хорош, если речь идет о смене наемным менеджером совладельца компании, как это произошло в ВБД. В некоторых случаях репутация (равно как и самолюбие) смещенного менеджера могут пострадать.
Полюбовно
«Компании выбирают формулировки, облегчающие процесс расставания, — ведь для увольнения по закону, скажем, недисциплинированного менеджера нужно собрать доказательства его разгильдяйства», — считает Маргарита Кошман, партнер хедхантинговой компании Heidrick & Struggles.
«Если руководителя увольняют с формулировкой “компания под его началом не достигает плановых показателей” или мотивируют “усталостью управляющего”, это наверняка пойдет на пользу репутации компании», — комментирует результаты опроса Дмитрий Шустерняк, гендиректор компании «Финэкспертиза консалтинг». Отставка в процессе реструктуризациии или в связи с завершением проекта, по его мнению, никак не повлияет на репутацию. Реакция рынка на заявления компании в духе «взгляды руководителя и акционеров не совпадают» или «замена чужого своим» будет зависеть от того, как рынок оценивает позиции каждой из сторон, считает он: «А если выяснится, что отставка произошла в результате скандала и “борьбы за власть”, рынок вряд ли положительно отнесется к подобной картине».
Чья возьмет
В частных российских компаниях уход чаще связан с отношениями: из-за несработанности с владельцем либо существенной разницы в видении стратегии развития, говорит Кошман. В этом случае есть репутационные риски, особенно если в компании не задерживается целый ряд наемных руководителей. «Но, на мой взгляд, наш рынок слабо реагирует на подобный уход», — считает она.
«Многое зависит от харизмы лидера, — отмечает Шустерняк. — К примеру, если бы “Евросеть” вдруг покинул Чичваркин, многие партнеры и инвесторы заняли бы выжидательную позицию». «Любопытно, что в 2001 г. слухи о грядущей отставке Рема Вяхирева и собственно его уход не вызвали паники на рынке, — вспоминает Мухин из “Нексиа Пачоли”. — Инвесторы понимали, что компания к моменту его ухода уже имела запас прочности. Настроение рынка тогда можно было выразить словами: “Газпром” как стоял, так и будет стоять».