Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Защити интеллект!


Дмитрий Шульгин
Источник: Управление компанией

Эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности на современном рынке, а также адекватная реакция на патентную активность конкурентов возможны лишь при комплексном и системном управлении интеллектуальной собственностью (ИС) компании. Особое значение при формировании корпоративных систем управления ИС имеют прозрачная идеология, принятая руководством и работниками организации, отработанные механизмы и формализованный процесс, отлаженная структура и эффективное взаимодействие подразделений, а также прогрессивные схемы мотивации и развития творческой деятельности персонала.

 Интеллектуальная собственность на рынке инноваций
    В настоящее время угрозы внешней среды, обусловленные недооценкой необходимости системного управления процессом создания, правовой охраны, коммерциализации и защиты результатов интеллектуальной деятельности (ИД), достигли критической массы и требуют незамедлительной реакции со стороны российских предприятий. Формирование национальной инновационной системы, принятие правил Всемирной торговой организации могут обострить эти проблемы еще больше, так как предполагают дальнейшее развитие международной торговли и повышение активности на территории РФ иностранных компаний, имеющих большой опыт "патентных войн". Конкуренты будут все более жестко отслеживать нарушения исключительных прав на новые разработки; могут увеличиться потери бизнеса при арестах контрафактной продукции (из-за пренебрежения экспертизой инновационных разработок на патентную чистоту); в менее выгодные условия при создании и слиянии компаний попадут российские разработчики, которые не защитили права на объекты интеллектуальной собственности (ИС), не провели их оценку и не учли их стоимость в составе своих активов.
    Учитывая эти обстоятельства, многие предприятия в последние годы вновь начали стимулировать изобретательскую и рационализаторскую деятельность и восстанавливать патентные службы, практически ликвидированные в середине 1990-х гг. Однако при возрождении патентных подразделений российские компании столкнулись со следующей проблемой: существовавшая в дореформенный период модель управления патентно-лицензионной деятельностью в организации сейчас не работает. Казалось бы, приняли на работу патентоведа - есть кому работать с изобретателями, а практических результатов, за исключением нескольких поданных в Роспатент заявок на изобретения и полезные модели, не видно. Организации продолжают жаловаться на учащающееся копирование их незащищенной патентами продукции на рынке или, наоборот, получают предупредительные письма о нарушении "чужих" патентов; маркетинговые службы, в общих чертах понимая механизм действия правовой охраны ИС, требуют от производственников срочно все запатентовать, а те считают, что патентовать нечего; изобретатели не всегда хотят изобретать.
    Основная причина сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в том, что старая модель организации изобретательской деятельности на предприятии была ориентирована в основном на патентно-информационное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Вопросам коммерциализации результатов ИД, а также разрешения возникающих в этой сфере конфликтов экономических интересов уделялось значительно меньше внимания и, как следствие, на предприятиях отсутствовали соответствующие функциональные и структурные элементы и подсистемы. Вместе с тем возможности и угрозы современного рынка инноваций свидетельствуют о том, что эффективное использование результатов ИД на рынке, а равно и адекватная реакция на патентную активность конкурентов возможны лишь при наличии системы управления ИС с целенаправленной идеологией, отработанными механизмами, четкой структурой и формализованным процессом.

    Система управления интеллектуальной собственностью
    Управление интеллектуальной собственностью, как и другие подсистемы управления организацией, должно быть органично встроено в общекорпоративную систему управления с учетом сложившихся организационной структуры и культуры (рис. 1). В частности, поскольку отношения организации с авторами изобретений или других объектов ИС, как правило, выходят далеко за рамки патентного или авторского права, подсистема управления кадрами в организации должна включать в себя согласованные элементы управления интеллектуальной деятельностью персонала, а также правами на ее результаты. Кроме того, патентно-лицензионная деятельность требует затрат, а следовательно, она должна быть встроена в систему бюджетирования организации в рамках инновационных стратегий развития и финансовой политики.
    Особую роль в эффективном управлении ИС играет использование ресурсов и возможностей маркетинга как на этапе разработки нового товара, так и на этапе оценки коммерческого потенциала инновационных разработок. Коммерциализацией результатов ИД подразделения ИС занимаются во взаимодействии с подразделениями маркетинга организации или предприятия, а также со специализированными подразделениями - такими как, например, отделы трансфера технологий.
    Подразделения, ответственные за инновационное развитие, должны находиться в постоянном взаимодействии со службой ИС организации в сфере патентно-конъюнктурных исследований, а также в области правовой охраны новых технических решений. Особую роль в обеспечении экономической безопасности компании играют систематические исследования на патентную чистоту создаваемой продукции.
    Весьма значимую роль в управлении ИС играет локальная нормативная база, однако предприятия нередко совершают ошибку, начиная формирование системы управления ИС именно с разработки нормативной документации - положений, регламентов, стандартов, поручая эту задачу специалисту по патентной работе (патентоведу). Между тем указанные документы лишь закрепляют принятые предприятием цели, стратегии, приоритеты и принципы, поэтому их разработка будет эффективной только после формирования основ корпоративной идеологии, механизмов и структуры управления ИС.

    Идеология управления ИС
    Важнейшим фактором успешной патентно-лицензионной деятельности является активная позиция высшего руководства компании. Четко обозначенные цели и стратегии коммерциализации объектов ИС и приоритеты инновационного развития позволяют обоснованно формировать лицензионную политику, политику разрешения конфликтов экономических интересов и решать такие частные задачи, как выбор способа и территории правовой охраны инновационной разработки, типа лицензионного соглашения, определение размера авторского вознаграждения изобретателям - работникам предприятия и т. д. Формализация этих положений существенно влияет на эффективность инновационных процессов.
    Цели управления ИС как стратегическим ресурсом предприятия, на наш взгляд, не должны ограничиваться, например, лишь увеличением числа заявок на изобретения на n процентов или даже достижением конкретного экономического эффекта от их внедрения на предприятии. Интеллектуальная собственность - это весьма эффективный инструмент развития интеллектуального потенциала компании, реализации инновационной стратегии, повышения конкурентоспособности за счет использования монопольных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Основными стратегиями управления ИС являются:

  • мотивация творческой деятельности персонала;
  • обеспечение правовой охраны и патентной чистоты продукции;
  • контроль нарушения патентов предприятия третьими лицами;
  • развитие организационной структуры и организационной культуры.
        Важнейшим приоритетом корпоративной политики в сфере ИС должно быть соблюдение экономических интересов всех участников процесса создания, правовой охраны коммерциализации и последующего использования объектов ИС.

     

        Процесс и структура управления ИС
        Весьма существенным условием эффективного управления ИС как важнейшей части корпоративной инновационной системы является формализация процесса управления - определение функций, последовательности их выполнения, управляющих факторов и ресурсов, а также участников процесса.
        К сожалению, процессы корпоративного управления на многих предприятиях и в организациях не определены и не формализованы и, как следствие, эффективность управленческой деятельности недостаточно высока. Это подтверждает и наш практический опыт в сфере управления ИС, свидетельствующий о том, что из-за отсутствия отработанных механизмов и процедур управления ИС, несмотря на принятие во многих организациях в конце 1990-х гг. прогрессивной идеологии в сфере интеллектуальной собственности, а также развитие мотивационных схем, институциональной базы и соответствующей инфраструктуры, ориентированной на коммерциализацию результатов ИД, процесс управления ИС постоянно "натыкается" на подводные камни в виде неотработанных технологических и финансовых процедур, несогласованной документации, дублирования функций различных подразделений, низкой информированности персонала и т. д. Весьма эффективный способ решения этих проблем - внедрение автоматизированных систем управления ИС.
        Основными элементами структуры управления ИС являются подразделение интеллектуальной собственности, подразделение трансфера технологий (инноваций), а также орган, координирующий управление ИС в рамках общекорпоративной инновационной системы.
        Подразделение интеллектуальной собственности. Как уже отмечено выше, для небольших предприятий с ежегодным числом заявок на регистрацию объектов ИС не превышающим 10-15, по-видимому, более эффективно наличие координирующего подразделения или менеджера, наделенного функциями управления ИС (планирования, организации, координации, мотивации, контроля) и обеспечивающего взаимодействие с внешними организациями, специализирующимися в области правовой охраны объектов ИС. Для крупных компаний, предприятий, исследовательских институтов более целесообразным может быть формирование собственного подразделения ИС, выполняющего полный комплекс работ в данной области.
        Подразделение трансфера технологий. Несмотря на то что трансфер технологий характерен скорее для университетов и исследовательских организаций, наличие подразделения или специалистов и менеджеров, выполняющих функции комммерциализации новых разработок на предприятиях, также весьма актуально. Во-первых, многие компании имеют свои собственные исследовательские, конструкторские и опытные подразделения, и подразделение трансфера взаимодействует с ними, осуществляя технологический аудит и внутрифирменный трансфер технологий. Кроме того, практический опыт развития региональных и национальных инновационных систем свидетельствует о важности наличия на промышленных предприятиях структур, осуществляющих взаимодействие с подразделениями трансфера - "передачи" технологий исследовательских организаций - и обеспечивающих эффективный "прием" этих технологий.
        Подразделение трансфера технологий может представлять собой отдельную структуру или же быть объединенным с подразделением ИС. К числу достоинств раздельной структуры можно отнести более узкую специализацию, способную в ряде случаев обеспечить более высокую эффективность, а к числу слабых сторон - распределение взаимосвязанных функций единого процесса по двум структурным подразделениям, требующее весьма высокой степени их взаимодействия и качества координации.
        Координирующий орган. Роль координирующего инновационную деятельность подразделения помимо специально создаваемых для этой цели комиссий могут выполнять уже имеющиеся на предприятиях структуры, например научно-технические советы. В компетенцию такого подразделения должны входить вопросы общекорпоративного управления инновационной деятельностью и специальные вопросы, связанные с управлением ИС, в частности:

  • принятие решений о способе коммерциализации технологии (использование в собственном производстве, продажа лицензии);
  • согласование лицензионных договоров;
  • согласование договоров о взаимоотношениях между предприятием и работником (изобретателем);
  • рассмотрение споров и разрешение конфликтов в сфере интеллектуальной собственности.

     

        Мотивация изобретательской деятельности и подготовка кадров
        Анализ опыта зарубежных организаций в сфере разрешения внутренних и внешних конфликтов, связанных с правами на объекты ИС, а также не очень длительной российской практики показывает, что основой успеха здесь является реализация подхода "выиграл-выиграл". Это относительно новая конкурентная стратегия в бизнесе, принципиально отличающаяся от типичного понимания конкуренции. Несмотря на то что данный подход пока не стал общепринятым ни на Западе, ни у нас в России, многие компании и руководители, использующие его, считают, что он позволяет добиться более эффективных решений. В соответствии с ним поощрение и всесторонняя поддержка творческой деятельности, в том числе проведения научных исследований на уровне изобретений (получение новых, неочевидных результатов) должны являться обязательным элементом организационной культуры любого предприятия. Очевидно, что в выигрыше при этом оказываются и работник, и работодатель (см. таблицу).
        Менеджер и специалисты по вопросам охраны и коммерциализации ИС должны решать множество проблем, начиная c формирования стратегии в сфере продвижения охраноспособных разработок на рынок, стратегии в отношении персонала и заканчивая выбором формы и территории правовой охраны конкретного технического решения, а также механизма его коммерциализации. Здесь у предприятия есть выбор: или воспитывать собственные кадры, как это было принято раньше, или использовать схемы аутсорсинга - привлекать внешних квалифицированных специалистов-патентоведов, специализированные фирмы. Кроме того, для повышения эффективности творческой деятельности персонала целесообразно проведение семинаров и программ повышения квалификации:

  • для руководителей среднего и высшего звена - по вопросам формирования стратегии и политики предприятия в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
  • для руководителей подразделений - по вопросам механизмов управления ИС, в том числе активизации изобретательской деятельности, процедуре управления формированием и коммерциализацией нематериальных активов, тактике поведения на рынке интеллектуальной собственности;
  • для инженеров-конструкторов - по теории и методологии решения интеллектуальных задач.
        В заключение хотелось бы подчеркнуть, что особую роль при формировании корпоративных систем управления ИС играет согласованность с корпоративной инновационной системой. В идеальном варианте управление ИС должно быть построено как составная часть последней. На практике, к сожалению, это по различным причинам получается не всегда. Иногда, вероятно, потому, что инновационная система является системой "более высокого порядка" и, как следствие, требует более высокого уровня корпоративных изменений и инвестиций, и предприятие или организация пока могут быть не готовы к ее формированию. В такой ситуации система управления ИС может стать первым шагом создания инновационной системы, поэтому при разработке идеологии и механизмов управления ИС особенно важна их ориентация на коммерциализацию новых знаний, инновационное развитие организации и повышение эффективности инновационных процессов.


    Автор - зав. кафедрой "Управление интеллектуальной собственностью" ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет-УПИ" (Екатеринбург), канд. физ.-мат. наук.

  • Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
    Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru