Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как обезвредить “нехорошего“ сотрудника?


Игорь Нежданов
Источник: Элитный персонал

Один мой знакомый, заработав приличный капитал и развившись «с нуля» до уровня среднего бизнеса, вдруг стал плохо спать по ночам. Его преследовало ощу­щение всеобщего обмана. Казалось, что главной целью в жизни всех

Один мой знакомый, заработав приличный капитал и развившись «с нуля» до уровня среднего бизнеса, вдруг стал плохо спать по ночам. Его преследовало ощу­щение всеобщего обмана. Казалось, что главной целью в жизни всех окружающих было стремление его обворовать. Приятель начал искать причину своего беспокойства. Безуспешно. Спустя неко­торое время он утвердился в мысли, что ему просто необходим кто-то, чтобы помо­гать контролировать работу сотрудников. Для этого он пригласил специалиста, ко­торый после недолгого изучения документов действительно показал исчезновение из фирмы крупных сумм. С этого дня явным фаворитом моего знакомого стала не­медленно созданная служба экономической безопасности. Неужели это единствен­ный способ борьбы с мошенничеством персонала? Сергей Ф. 

 

Письмо читателя комментирует консультант по экономической безопасности Игорь НЕЖДАНОВ. История, рассказанная в письме, очень распространена. Любой предпри­ниматель может привести массу таких примеров. Большая часть убытков ком­паний действительно являются след­ствием действий персонала. Причиной мошенничества могут быть как умысел, так и халатность. Преднамеренный обман, злоупотреб­ление активами компании, манипулиро­вание финансами - застраховаться от мошенничества сложно, тем более ког­да известно столько его разновиднос­тей! Хищение, растрата, присвоение, приобретение права на чужое имущество... Излюбленными методами мо­шенников остаются обман, введение в заблуждение и злоупотребление дове­рием. В целом, говоря о внутрикорпоратив­ном мошенничестве, мы имеем в виду незаконное присвоение активов и кор­рупцию. 4/5 всех нарушений, как прави­ло, составляет как раз незаконное при­своение активов. Это получение «нава­ра» с продажи «неучтенки», незаконное списание, неприкрытое изъятие и т.д. Коррупция (в контексте внутреннего мошенничества) обычно заключается в том, что должностное лицо, менеджер или служащий организации вступает в сговор с посторонними. Как результат -взяточничество, запрещенные денеж­ные вознаграждения, «откат» при рас­чете,-специальное завышение цены по договоренности.

Желание украсть возникает как под воздействием внешних причин (долги, чрезвычайные обстоятельства), так и из-за внутренних комплексов человека (недовольство зарплатой, низкая оцен­ка профессионализма). Часто мошен­ничают под предлогом «возмещения» несправедливостей, пережитых на ра­бочем месте. Поэтому, создавая поло­жительные и открытые условия труда, организация может уменьшать такие побуждения. Очень часто человек, работающий в системе, видит ее слабые места и зна­ет, как грамотно маскировать свои дей­ствия. При этом работник идет на во­ровство только при сочетании двух факторов - желания украсть и возмож­ности это сделать. Вот о чем стоит заду­маться руководителю.

 Согласно статистике, 58% известных случаев мошенничества и злоупотреблений совершают­ся служащими, 30% - менеджерами и 12% -топ-менеджерами и собственниками. Больше всех мошенничают коллеги-родственники (в 72% случаев). Потери, происходящие по вине мужчин, в 4 раза больше потерь, вызываемых действиями женщин.

 Исследования показывают; около 10% людей ни за что не опустятся до мошенничества. Еще 10% будут мошенничать при любых обстоя­тельствах. Оставшиеся 80% в принципе не мошенники, но если внешние обстоятельства стимулируют, то они могут себе это позво­лить. Поэтому, если вы хотите, чтобы в компа­нии не мошенничали, надо: во-первых, не брать на работу вторую категорию и, во-вто­рых, создать такие условия для потенциаль­ных мошенников, при которых у них не воз­никнет желания украсть. Необходимо построить четкую систему, которая бы пресекла саму возможность мошенничества и свела к минимуму поте­ри компании от умышленных (неумыш­ленных) действий сотрудников.

 Высший пилотаж - создать условия, при которых человек не сможет и не захочет украсть. Система борьбы должна состоять из трех частей: выявление мошеничества, противодействие и восстановление первона­чального положения дел.

 1. Выявление мошенничества. Возможностей навредить компании много, но большинство из них прогнозиру­емо и легко выявляется. Секрет успеха - в контроле над работой персонала и в гра­мотном анализе полученной информации. Начинается все с составления четкой структуры предприятия и описания долж­ностных обязанностей каждого сотрудни­ка и всех технологических процессов в компании. Работа сама по себе достаточ­но нудная, но важная. В дальнейшем, имея перед глазами документированную информацию о том, «как должно быть», выявить нарушения будет легко. Надо признать, что самое сложное -предотвратить проникновение в компа­нию людей, склонных к мошенничеству, и создать такой климат, который бы от­вергал обман (здесь вся ответствен­ность ложится на отдел кадров и службу безопасности).

 2. Противодействие. Другими словами - это официальный и неофициальный многоуровневый контроль. Первый шаг - банальный контроль ра­бочего времени, фиксация охранником времени прихода и ухода сотрудников. Учет товароматериальных ценностей (ТМЦ) на всех этапах их существования в компании, посредством чего можно по­нять, откуда взялась или куда ушла каж­дая копейка. Второй шаг - контроль отчетности. Все сотрудники по истечении определенного периода времени (от одного дня до меся­ца) предоставляют отчеты о проделанной работе своему непосредственному руко­водителю (количество контактов с клиен­тами, удачных, и неудачных сделок, их суммы и т.п.). А также регулярный конт­роль над учетом ТМЦ. Третий шаг - контроль контактов. Вещь очень щекотливая. Многие компании ре­шают эту проблему с помощью предвари­тельных соглашений с каждым сотрудни­ком. Смысл его сводится к согласию на контроль со стороны организации: «Я, Ф.И.О., согласен с тем, что мою деятель­ность в рабочее время могут контролиро­вать специально назначенные сотрудники компании, в том числе мою отчетность, проведение мною переговоров, общение по телефону и т.п.».

 После подписания такого соглашения можно приступать к созданию самой системы контроля, напри­мер, оборудовать переговорную системой аудио- и видеозаписи, установить систе­му контроля телефонных переговоров. Но надо помнить, что для контроля «всего и всех» придется нанимать такой же по чис­ленности штат контролеров. Наконец, последний этап - контроль адекватности поведения. Если сопоста­вить наблюдения за поведением работни­ков и график совершения сделок, то мож­но увидеть определенные закономернос­ти и сделать некоторые выводы. Особое внимание следует обращать на такие по­казатели, как резкое изменение благосо­стояния сотрудника, значительное и дли­тельное ухудшение настроения, замкну­тость, рассеянность... Появление подоб­ных симптомов является сигналом для бо­лее глубокого изучения действий сотруд­ника.

3. Восстановление исходного состояния. Наверное, не стоит заострять внимание на моменте добровольного возвращения похищенного - здесь все более или менее понятно. Гораздо интереснее другие спо­собы восстановления потерь. Среди них -юридическое воздействие, которое воз­можно при документальном фиксирова­нии факта воровства и готовности к рабо­те с правоохранительными органами. Вот почему не стоит отмахиваться от докумен­тирования - бюрократия в разумных пре­делах очень полезная штука. Другой способ - психологическое воз­действие. Оно возможно при полном или частичном документальном фиксировании воровства: используя эти данные, можно оказать давление на мошенника. Чаще всего это воздействие основывается на не­желании человека предавать огласке либо передавать в правоохранительные органы информацию о совершенном. Ну а целью такого воздействия может быть возвраще­ние утраченных сумм и восстановление имиджа предприятия.

 Надеюсь, теперь ясно, что создание од­ной лишь службы безопасности (как опи­сано в письме) не может быть панацеей от мошенничества в компании. Для эффек­тивной борьбы необходим целый комп­лекс мер. На крупном предприятии (более 100 человек) для достижения ожидаемого результата необходим специальный со­трудник. Хорошо, если это человек, знаю­щий все аспекты безопасности, если же нет – то на этапе становления системы полезно привлечение стороннего профессионала. При этом надо помнить, что ре­зультаты работы могут появиться только через 4-6 месяцев.

Если, несмотря на все предосторожнос­ти, вы столкнулись с корпоративным мо­шенничеством - не паникуйте, спокойно оцените ситуацию и ее последствия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: КТО? - Кто является ключевой фигурой мошен­ничества, кому это может быть выгодно, кто мо­жет прояснить ситуацию?

 ЧТО? - В чем состоит мошенничество, его по­следствия?

КОГДА?- Когда совершено мошенничество, точ­ное время или период?

 ГДЕ? - Где совершено мошенничество?

КАК?-Способ совершения мошенничества, ка­ким образом совершены данные действия, ка­кая обстановка была в непосредственной близо­сти от места мошенничества?

ЧЕМ? - Орудие мошенников?

ПОЧЕМУ? - Мотив мошенников?

 Получив четкие ответы, можно сузить круг подозреваемых и выявить соучастни­ков. Параллельно необходимо собрать весь фактический материал - объяснения всех участников и лиц, которые могут быть причастными. Незамедлительно за­фиксируйте (документально) материаль­но-техническое состояние участка, на ко­тором произошло мошенничество, и со­стояние до возникновения проблемы (акты инвентаризаций, материальный учет, отчеты, справки...). И уже основыва­ясь на этом материале, можно строить ги­потезы и предположения, оценивать поте­ри и планировать выход из ситуации.

Будьте внимательны, если в процессе оправдания своих поступков сотрудник ссылается на чрезвычайную прибыль­ность сделки, срочность вопроса, на не­стандартность ситуации. А также если он намекает на возможность влиять на круп­номасштабные события или жалуется на временные финансовые трудности пред­полагаемого партнера. Скорее всего, у него на уме «нехорошая» сделка.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru