Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Корпоративный английский: стоит ли игра свеч?


Мария Рождественская
Источник: The Career Forum

Выражение "корпоративное обучение иностранным языкам" стало устойчивым для российского рынка образовательных услуг - правда, оно еще не у всех ассоциируется со словом "эффективное". Из массы существующих предложений

Выражение "корпоративное обучение иностранным языкам" стало устойчивым для российского рынка образовательных услуг - правда, оно еще не у всех ассоциируется со словом "эффективное". Из массы существующих предложений лишь единицы соответствуют тому, что было изначально вложено в термин "корпоративное обучение иностранному". Чтобы разобраться, чем отличается корпоративное обучение от коллективного изучения старого доброго учебника Бонка, мы обратились к представителям ведущих языковых школ на российском рынке.

Для начала - насколько востребована сегодня на российском рынке такая форма обучения, и каковы ее перспективы? "Корпоративное обучение иностранным языкам постепенно получает все большее распространение в России, - говорит Ольга Давыдкина, директор программ Американской Академии Иностранных Языков (МГЛИ). - Это связано с развитием экономических отношений российских предприятий с Евросоюзом и странами Востока, а также с появлением на российском рынке большого количества представительств международных компаний. Таким образом, они или изначально набирают персонал, владеющий необходимыми иностранными языками, или в дальнейшем организуют корпоративное обучение сотрудников".

"Статистика последних двух лет показывает, что корпоративное обучение в России становится все популярнее, тогда как в Европейских странах и в США обучение персонала уже практикуется много лет, - рассказывает Елена Руденкова, Образовательный Центр "Интенсив". - Тренинги, повышение квалификации, семинары, ознакомление с новыми тенденциями на рынке - это то, что помогает развитию уровня профессиональных качеств сотрудников. Большинство компаний сегодня имеют очень хороший профессиональный сработанный штат сотрудников, но незнание иностранного языка мешает дальнейшему развитию компании, затрудняет расширение и укрепление партнерских отношений с западными партнерами. Что делать? Увольнять профессионала и приглашать молодого неопытного, но со знанием английского? Расширять штат и нести неоправданные расходы? Мы считаем, что можно воспользоваться корпоративным обучением". Корпоративная форма обучения позволяет компаниям проконтролировать общий уровень знания языка своих сотрудников, добиться желаемого результата и, по желанию, сосредоточиться в рамках курса на особенностях конкретной деятельности компании.

"Такая практика очень распространена в Германии и Скандинавии, в отличие от Великобритании, где рынок корпоративного обучения иностранным языкам существует, но он невелик - говорит Изабелла Лаутерпахт, директор учебных программ АНО Система-3. - Видимо, это связано с тем, что весь мир бизнеса говорит по-английски. Если говорить об отправке сотрудников компании учиться в языковые школы за рубеж, по информации британских языковых школ, наиболее активными корпоративными клиентами являются немцы, шведы и японцы".

По мнению Игоря Шехтера, научного руководителя авторской школы Шехтера, за последние годы увеличилась потребность в долгосрочных программах обучения и в установлении постоянных контактов со школами иностранных языков. "Но несмотря на достаточно высокий спрос на корпоративные программы обучения, большинство наших работающих слушателей решают возникшую языковую проблему самостоятельно и за свой счет". В авторской школе Шехтера корпоративные клиенты составляют 10% от общего числа обучающихся. "Эта цифра может варьироваться по разным причинам, например, зависит от сезонности, так как осенью и весной происходит всплеск спроса на изучение иностранных языков у корпоративных клиентов, а в летние месяцы - значительный спад".

В среднем для московских языковых школ количество корпоративных слушателей редко превышает 30%. Исключением могут быть отдельно функционирующие специальные отделы по работе с корпоративными клиентами или школы, для которых работа с корпоративными клиентами является основным направлением - в таких как Лингвабизнес, где 99.9% корпоративных слушателей. Что является основными мотивами для изучения иностранных языков в компаниях? Прежде всего, учитываются особенности самой компании и ее зарубежные партнерские связи.

В представительствах иностранных компаний и международных корпорациях повышение сотрудников напрямую связано с уровнем владения иностранным языком. Для крупных же компаний, нанимающих на работу молодых специалистов, корпоративное изучение языка - важная часть кадровой политики. Это помогает им в достаточно короткий срок приобрести сотрудников, полностью отвечающих их запросам и приносящих прибыль компаниям.

"Наблюдается два основных мотива, - рассказывает Изабелла Лаутерпахт. - Первый: в компании есть сотрудники или руководство - иностранцы, и изучение языка необходимо для ежедневного обсуждения и решения текущих задач. Второй: у компании есть зарубежные клиенты и/или партнеры. Изучение языка необходимо для оперативного решения вопросов по телефону, по электронной почте, с помощью видеоконференций и личных встреч". Сталкиваясь с такими языковыми проблемами своих сотрудников, компании довольно часто заинтересованы в оплате и организации обучения своих работников.

"Если компания оплачивает 100% стоимости обучения, то это обычно связано с профессиональным развитием сотрудников, а также с появлением контактов с зарубежными партнерами, - утверждает Ольга Давыдкина. - В этом случае обучаемые сотрудники имеют очень высокую мотивацию (ответственность, продвижение по карьерной лестнице), и результаты обучения, как правило, не заставляют себя ждать. Есть также варианты, когда сотрудники компании изучают язык для саморазвития, и компания несет часть расходов, связанных с обучением. Здесь для обучающихся срабатывает двойная мотивация: не зря потратить свои деньги и иметь возможность профессионального роста".

"Мотивация в изучении иностранных языков, прежде всего, связана с повседневной необходимостью общаться с иностранными партнерами, коллегами и клиентами, - считает Алина Ю, руководитель ВКС-Executive Centre. - Формы общения могут быть как устными, так и письменными. Именно для того, чтобы достичь прогресса в применении языка непосредственно на рабочем месте, наши методисты адаптируют стандартные программы обучения под цели каждого конкретного клиента".

Адаптация под нужды компании - существенный плюс для работодателя. Однако насколько эффективна корпоративная форма языкового обучения для самих сотрудников? Не уступает ли она по уровню мотивации слушателей и эффективности обучения самостоятельному изучению иностранного языка сотрудниками? Во многом это зависит от того, каким образом и в каких объемах поощряют сотрудников на самостоятельное обучение. Хотя многие преподаватели уверены в том, что правильно построенное корпоративное обучение дисциплинирует намного лучше.

"Если "корпоративный" подход не формальность, он работает лучше, чем самостоятельное изучение, - говорит Ольга Кладос, ведущий менеджер Лингвабизнес. - Ведь как объективно проверить уровень подготовки, если человек готовится сам (даже с частным преподавателем)?"

"Изучение иностранного языка в корпоративном формате - это максимально эффективный процесс, - считает Вера Старцева, старший менеджер по рекламе и PR Language Link. - Во-первых, фирма заинтересована в повышении знаний и навыков сотрудников (как уже говорилось выше), поэтому старается выбрать для них наиболее качественные варианты обучения. Во-вторых, руководитель может постоянно контролировать процесс обучения сотрудников. Например, Международный языковой центр Language Link предоставляет отчеты о посещении и успеваемости сотрудников, а также результаты тестирования".

По мнению же Елены Руденковой, эффективность существует в обоих случаях. "Это просто разные варианты графика и места занятий. Если в компании только два-три сотрудника, которые по долгу службы должны повысить уровень иностранного языка, нет смысла пользоваться корпоративными занятиями, можно направить сотрудников на индивидуальное обучение. Если же в компании больше 10-50 служащих, то есть смысл организовывать корпоративное обучение. Нет одинаковых людей, нет одинаковых компаний, нет одинаковых ситуаций. Мы рады поделиться опытом и помочь каждому клиенту подобрать, то, что ему будет удобно, и то, что даст хорошие результаты".

"Результаты обучения не связаны напрямую с тем, за чей счет оплачивается обучение, - говорит Игорь Шехтер. - Существует два фактора, влияющих на успешность обучения: мотивация слушателя и эффективность метода, по которому ведется преподавание. Хотя в большинстве случаев практика оплаты занятий за счет фирмы дает положительные результаты как для карьерного роста работника, так и для более эффективной работы самой организации".

Ольга Давыдкина: "Это больше даже психологический момент. Человеку зачастую нужен некий "толчок" для того, чтобы начать какое-то дело. Самостоятельный поиск курсов часто откладывается "до лучших времен", тогда как координатор обучения в компании уже предложит и тестирование, и языковую школу, и удобный график занятий".

По утверждению представителей языковых школ, выбирая "корпоративный" подход к обучению, вы получаете гарантию качества, постоянный контроль над эффективностью обучения и международные сертификаты по окончанию курса. Но гарантия качества, увы, в cертификатах не прописана. Какие критерии выбора курса помогут рассказать о его качестве?

Первое, что приходит на ум работодателю - как будет учтена специфика его компании, будут ли различия между сотрудниками (по статусу, возрасту, уровню общей подготовки) напрямую влиять на цели и задачи курса?

"У нас группы формируются по уровням языковой подготовки, а интересы, возраст и профессии могут быть разными, - говорит Елена Руденкова. - Ведь мы изучаем язык, а язык - это общение, а общение не может быть однобоким. Программа для корпоративных клиентов может иметь индивидуальное дополнение: деловой английский, профессиональные интересы, подготовка к определенным мероприятиям (выставка, презентация, командировка)".

"Несомненно, правило одно: язык для профессионального общения нужно преподавать после того, как слушатель "цивилизованно" общается, понимает на слух, имеет грамотную "фразовую" идиоматичную речь, - утверждает Изабелла Лаутерпахт. - Что касается различия по профессиям, то значительно легче подготовить к экзамену типа TOEFL программиста, математика или другого технаря, чем филолога".

"В нашей школе при организации групп корпоративного обучения проводится предварительное тестирование для определения уровня владения языком и затем формирование групп по циклам (уровням), - рассказывает Игорь Шехтер. - Возрастной критерий при этом не будет учитываться, так как эффективно заниматься по методу Шехтера могут все взрослые люди, достигшие 16 лет. Участие в обучении сотрудников различных возрастных групп на результативность не влияет. Гораздо большее значение при формировании групп имеет статус сотрудников. Сочетание в группах подчиненных и их непосредственных начальников зачастую может привести к снижению результатов и к потере благоприятной для обучения атмосферы.

Что касается профессиональной направленности в обучении, то методика предполагает работу со специальными текстами уже со второго цикла обучения. По желанию фирмы могут быть также организованы формы деловой жизни, характерные для деятельности компании, например, участие в переговорах, форуме, презентации и т.д. Кроме того, для сотрудников, владеющих английским языком на высоком уровне, может быть предложен специализированный бизнес-курс".

Ольга Давыдкина считает, что в обучении иностранным языкам всегда необходим индивидуальный подход. "Преподаватель строит занятия таким образом, чтобы они были интересны для обучающихся именно в данной конкретной группе. Например, подача материала специалистам в области рекламы, которые совсем недавно закончили вуз, должна, несомненно, отличаться от подачи материала для людей старшего возраста технических специальностей. Учитываться должны не только такие факторы, как возраст, профессия и уровень, но также психологические особенности обучающихся".

Редко когда в объявлениях о предлагаемых курсах на корпоративную тему не увидишь словосочетания "выезд в офис". Обязательно ли корпоративный "английский" должен быть выездным? Безусловно, он самый удобный для слушателей: им не приходится тратить время на дорогу в языковую школу и проще подобрать подходящее расписание и режим занятий.

"Форма проведения занятий зависит от потребностей и возможностей организации, - говорит Игорь Шехтер. - Если фирма готова обучать группу сотрудников и обладает приспособленными для проведения занятий помещениями, то удобнее проводить занятия по месту работы - "на выезде", если же таких людей оказывается один или два человека, то целесообразно выбрать курсы и проходить обучение на "территории" школы иностранных языков. Эффективность обучения не зависит от того, где именно проводится обучение. (Хотя первый вариант, несмотря на весомые достоинства, имеет один большой недостаток - это частые пропуски занятий и опоздания из-за постоянно возникающих проблем на рабочем месте)". По мнению же Веры Старцевой, все зависит от наличия свободного времени и гибкого графика работы у сотрудников: "Выезд преподавателя в офис компании существенно экономит время, но тут есть небольшой психологический момент. Постоянное пребывание в одном и том же офисе может вызвать у человека "чувство надоедания". Тогда как выезд сотрудников в учебные центры языковых школ может добавить элемент разнообразия в расписание рабочего дня".

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru