Ищем золотые руки!
Евгения Ленц
Источник: Бизнес журнал
Интервью генерального директора кадрового агентства «ЕФИМОВ и партнеры» Галины Лукашенко «Бизнес-журналу». Впервые с начала 90-х Москва, как и вся Россия, испытывает острую потребность в специалистах рабочих профессий.
Интервью генерального директора кадрового агентства «ЕФИМОВ и партнеры» Галины Лукашенко «Бизнес-журналу». Впервые с начала 90-х Москва, как и вся Россия, испытывает острую потребность в специалистах рабочих профессий. Рынок труда переполнен бухгалтерами и менеджерами, в то время как экономике необходимы не только «светлые головы», но и «золотые руки».
Газетные столбцы объявлений пестрят призывами работодателей к «синим воротничкам» срочно трудоустроиться. В то же время, молодые юристы и экономисты зачастую вынуждены выполнять едва ли не секретарские функции, поскольку работы по специальности для них нет. Неужели отечественная промышленность переживает такой подъем, что хороших рабочих рук просто не хватает? Пожалуй, эта пора только приближается. Причина дефицита - в другом. Российская система образования, а заодно и менталитет выпускников школ слабо соотносятся с требованиями рынка труда.
На первый взгляд, в рыночных условиях эта проблема как таковая вообще не могла возникнуть. Раз существует спрос, значит, обязано достаточно быстро появиться и предложение. Очевидно, что спрос на услуги учебных заведений должны обеспечивать две категории потребителей — сами учащиеся и их потенциальные работодатели. Небольшое исследование, проведенное «Бизнес-журналом», показало: в подавляющем большинстве ни те, ни другие не способны мыслить категориями рынка и соотносить свои дальнейшие шаги с необходимостью встраиваться в него уже в самой ближайшей перспективе. Спрос на «синие воротнички» нешуточный, и это нам охотно подтвердили в Роструде. По данным этого ведомства, на основной массе предприятий средний возраст рабочего - 55 лет. А ведь девять из десяти вакансий на рынке занятости составляют рабочие специальности. На сегодняшний день практически утрачен состав высокой квалификации средней возрастной группы. При этом в цене классные рабочие профессии, которые нужны в промышленном производстве: токари-фрезеровщики, электрики универсальные, электрогазосварщики, слесари-наладчики. Одна из самых дефицитных специальностей — наладчики контрольно-измерительных приборов и автоматики. Особенно их не хватает в столице, где сейчас идет активное обновление производства; предприятия закупают современные станки с числовым программным управлением, которыми надо уметь пользоваться.
Остродефицитны профессии в строительной отрасли - каменщики, столяры, штукатуры-маляры; а также в транспортной сфере - водители грузовых автомобилей. Их можно назвать самыми «хлебными». В сельской местности ощущается нехватка врачей, учителей-предметников, возникает потребность в кадрах правоохранительной деятельности, науки, культуры. В сфере переработки сельскохозяйственной продукции скоро потребуются грамотные и умелые мастера: пекари, сыроделы, маслоделы, пчеловоды, специалисты по организации малых предприятий. Из профессионалов без высшего образования не останутся без работы официанты, продавцы, парикмахеры, то есть работники сферы обслуживания.
Исследование кадровой ситуации, проведенное более чем на 300 российских, как государственных, так и частных предприятиях Центром трудовых исследований Высшей школы экономики совместно с ВЦИОМ, выявило огромный дефицит человеческого капитала в промышленности - более чем на 40% производств не хватает специалистов с высшим образованием и квалифицированных рабочих.
Только в столице в течение двух ближайших лет должны открыться почти две тысячи новых предприятий потребительского рынка и услуг. «Для нас это означает: потребуется дополнительно около 26 тысяч работников для торговли и общественного питания, более 6,5 тысячи для сферы бытового обслуживания», - заявили в Департаменте по труду и занятости московского правительства.
В то же время предложение рабочей силы значительно превышает спрос по таким профессиям, как экономист, бухгалтер, юрист. А ведь именно они имеют высокий рейтинг среди профессиональных предпочтений у нынешних выпускников школ!
«Непопулярность рабочих специальностей, прежде всего, связана с мнением, что работа столяра, бетонщика или каменщика является низкооплачиваемой, - говорит Галина Лукашенко, директор кадрового агентства «ЕФИМОВ и партнеры». - А между тем, сегодня зарплата рабочего в столице сопоставима с окладом рядового менеджера по продажам. Перманентно растет цена труда рабочих и в регионах. На мой взгляд, в ближайшее время в связи с устойчивым спросом на этот персонал сохранится тенденция к росту заработной платы. Тем не менее россияне готовы работать по более престижным специальностям и получать меньше. В результате работодатели вынуждены привлекать иностранцев для строительства жилых и нежилых объектов, обслуживания сектора ЖКХ не только в Москве, но и в регионах России». Так, например, средняя заработная плата на ОАО «КамАЗ» составляет порядка 8 тысяч, что для регионов является вполне приличным показателем. Однако предприятие испытывает постоянный дефицит рабочих, и 3 000 мест остаются вакантными.
Итак, потребности рынка рабочей силы очевидны, и любой, кто потрудится ознакомиться с ними, может достаточно внятно планировать свою карьеру и обеспечивать развитие производства. Что же происходит на деле?
И в вуз все дуют!
Ежегодно в стране появляются десятки новых учебных заведений, которые штампуют все тех же юристов и бухгалтеров тысячными отрядами. Кажется, нелогично, но на самом деле новые частные вузы ведут себя вполне рыночно: на эти специальности у них есть устойчивый, хорошо оплачиваемый спрос, обеспеченный горячим желанием большинства нынешних школьников выбиться в «белые воротнички», иметь высокие доходы и при этом — «непыльную работенку». Молодежь гораздо охотнее идет в вузы, чем в среднеспециальные учебные заведения, и готова платить за диплом, если иного пути для поступления нет. В результате, по данным Управления федеральной службы занятости по Москве, в столице к 2009 году количество мест в соответствующих вузах превысит на 20% общее число всех выпускников школ! При этом, по расчетам социологов Высшей школы экономики, к концу десятилетия найти работу по своей институтской специальности сможет только треть закончивших вузы.
Отдельные попытки как-то отрегулировать этот процесс желаемых плодов не принесли. Несмотря на некоторое ужесточение правил выдачи лицензий академиям, институтам и высшим школам, они размножаются в арифметической прогрессии, стремясь заработать на волне интереса выпускников, мечтающих о карьере менеджера по продажам или бухгалтера. Законодательно их число никак не ограничивается, а рекомендации министерства образования по количеству мест на те или иные специальности можно принимать к сведению - и только. К тому же, ничто не мешает руководству уже существующего вуза открыть прием на новую специальность, на скорую руку организовав отделение менеджмента при любом сельхозинституте. Дешево и сердито!
Получается, действительно, сердито - поскольку, по словам самих работодателей, основной проблемой является даже не недостаток специалистов, а их квалификация. Как подчеркнул представитель Управления федеральной службы занятости по Москве Андрей Гринберг, речь идет не столько о перепроизводстве, сколько о «браке»: «Качество образования — вот главный вопрос и главный объект претензий к выпускникам со стороны нанимателей!» Тему охотно поддерживают все агентства, занимающиеся подбором кадров для предприятий. По их мнению, российская система образования разваливается на глазах. Старые опытные педагоги уходят из нее по возрасту, а новые - это те, кто закончил педвуз в конце 80-90-х. «А кто тогда поступал в педагогический? - вопрошает Виктория Езерская, генеральный директор кадрового агентства «Апельсин». - Из нашей школы за редким, очень редким, исключением (припоминаю буквально одну девочку, которая всегда искренне любила возиться с детьми и видела в педагогике свое призвание) в педвузы поступали, в основном, те, кого больше никуда не взяли». Те самые, что плохо занимались в школе, не способны были подготовиться к экзаменам в вуз, где желали бы учиться, или просто ничего конкретного не хотели и поступали «лишь бы куда, только чтоб диплом был». Эти люди сейчас работают в школах. Неудивительно, что качество обучения в них упало катастрофически.
В вузах ситуация пока иная - все-таки преподавательский состав здесь в целом сильнее, а поступают лучшие из выпускников школ. Впрочем, система платного образования - по крайней мере, в том виде, в каком она введена и существует сейчас, - в корне подорвала сам принцип качественного обучения. Вузу, получающему со студента ежегодные деньги, невыгодно объективно оценивать его уровень на экзаменах. Поэтому любой, заплативший за образование, гарантированно получит диплом государственного образца вне всякой связи с реальным багажом знаний и общими интеллектуальными и профессиональными способностями. То есть подрывается доверие к диплому вуза как к документу, подтверждающему уровень профессиональной подготовки его владельца. Это же отношение в массовом сознании распространяется и на тех выпускников, кто поступил на основе реального конкурсного отбора. «Возникает ситуация, когда диплом большинства российских вузов уже не имеет своего первоначального значения, - отмечает Езерская. - Хотя (подолью ложку меда) осталось у нас несколько вузов, что держат еще планку качества. До сих пор, несмотря на описанные проблемы, которые не могли не затронуть в какой-то степени их тоже, они дают своим студентам достойное образование (приведу в пример только московские, так как знакома с ними лучше: МИФИ, МФТИ, МГУ им. Ломоносова, МИРЭА, МГЮА, РЭА им. Плеханова, ГУУ (бывш. Орджоникидзе), некоторые другие). Их выпускники котируются очень высоко. К сожалению, таких -меньшинство».
ПТУ — «Помоги тупому устроиться»?
Именно так расшифровывали школьные остряки общеизвестную аббревиатуру. И в ПТУ народ идет все реже. Еще бы! Не одно и не два поколения в нашей стране выслушивали от родителей и учителей страшилку: «Будешь плохо учиться - пойдешь в ПТУ!» В результате популярность этих учебных заведений всегда была исключительно со знаком минус, и лишь в последние годы отношение к ним стало чуть теплее. Сегодня, по данным Минобразования, только 20% выпускников учатся в ПТУ и СПТУ, причем львиная доля будущих специалистов - родом из малых городов. Столичные школьники в технический персонал тем более не рвутся. Так, результаты опросов выпускников московских школ последних лет показали, что лишь 1,5-2% старшеклассников планируют трудоустроиться сразу после окончания учебы или получить профессиональную подготовку по рабочей специальности. В целом же по России число желающих учиться в профессиональных училищах сократилось с 12% в 2003 году до 8% — в 2005-м.
- Сложилась тревожная ситуация: молодых людей, желающих получить рабочую специальность, немного. Так же, как и мало наставников, способных передать знания молодому поколению, - многие квалифицированные специалисты давно ушли на пенсию, — говорит Галина Лукашенко. — Возможно, частично улучшит положение введение платного высшего профессионального образования, о котором сейчас много говорится. И тогда молодые люди будут осваивать профессию столяра или плотника. Выиграют все — ведь обучение этим специальностям малозатратно для государства и отнимает меньше времени у самого учащегося.
- Редко кто идет сейчас получать рабочую специальность, молодежь выбирает между учебой в вузе и работой без квалификации. Если и проходят профессиональное обучение, то далеко не всегда в дальнейшем работают по специальности, - поддерживает коллегу Виктория Езерская. - Проще и быстрее можно заработать деньги на купле-перепродаже (даже не имея образования выше среднего), нежели за несколько лет труда за копейки дорасти до высококлассного, например, фрезеровщика и все равно получать впоследствии значительно меньший доход. Ситуацию эту знаю не понаслышке - мой отец работает на производстве в Подмосковье, там проблема с кадрами на рабочие должности стоит как никогда остро. По его словам, ресурса старых специалистов-рабочих (большинство из которых уже пенсионеры) хватит еще на несколько ближайших лет, а потом - катастрофа. Уже сейчас многие уникальные производственные технологии безвозвратно потеряны. Люди, владевшие ими, ушли, так и не успев никому передать свой многолетний опыт, - нет желающих его перенимать. К тому же, что касается специального профессионального образования (ПТУ, лицеев и т. д.), - тут ситуация еще хуже, чем в вузах.
Проблемы в системе низшего и среднего профтехобразования страны накапливались годами. Сегодня в России, по данным Минобразования, действуют 3 843 учреждения, в которых можно получить начальное профессиональное образование. Из них 2 991 ПТУ и 852 профессиональных лицея. В прошлом году системой начального профобразования было подготовлено 1,67 миллиона специалистов. С 1 января 2005 года учреждения начального и среднего профессионального образования (ПТУ и техникумы) переданы в ведение региональных властей, чтобы на местах решали самостоятельно, каких специалистов готовить. В Минобразования убеждены: такая практика позволит оптимизировать всю систему. А вот в Рособразовании с этим категорически не согласны, утверждая, что эта структура не позволяет координировать политику в области подготовки профессиональных кадров на общегосударственном уровне. Косвенно этот вывод подтвердился - как оказалось, Минобразования сегодня не располагает общими данными о численности выпуска учащихся ПТУ и техникумов по тем или иным специальностям. Именно такой ответ на запрос «БЖ» дала начальник отдела координации формирования приоритетов программ развития в сфере образования Вера Гринько.
Нет сводных данных по стране и у Рособразования, который теперь отвечает лишь за учебные заведения федерального подчинения (то есть исключительно стратегической важности, например, готовящие специалистов для работы на АЭС). «Ситуация напряженная, к нам идут письма из всех регионов, - говорит начальник отдела учреждений профессионального образования этого ведомства Анатолий Елистратов. - Но сделать мы ничего не можем, решение уже принято. Тем не менее, жизнь не замерла: только 6,7% из наших выпускников не смогли найти себе работу из-за отсутствия вакансий, остальные трудоустроились по специальности. И это гораздо лучший результат, чем среди окончивших вузы».
По словам Елистратова, исходя из общего числа профтехучреждений, специалистов, по идее, должно хватать. «Но это теоретически. А практически их как не было, так и не будет - нет гарантий и не на чем учить, отсутствует необходимая материальная база», - утверждает он. Еще одна проблема - наши ПТУ и СПТУ по старинке готовят выпускников по очень узким специальностям. В Российском классификаторе их около 600, тогда как в Международном - порядка 80. Чем специфичнее профессия, тем труднее угадать спрос на нее, подтверждает это мнение директор Центра трудовых исследований Высшей школы Владимир Гимпельсон. Например, профессия «вышивальщица» как таковая на рынке труда не востребована вовсе. Очевидно, чем шире базовая специальность, тем профессионально мобильнее будет выпускник. Например, «вышивальщицу» было бы целесообразнее совместить с такими специальностями, как «портной», «закройщик», «конструктор швейного производства». Получился бы крепкий, всегда востребованный универсал. Вывод очевиден - руководству СПТУ и ПТУ в учебных планах следовало бы учитывать общую тенденцию к укрупнению профессий. К несчастью, список специальностей, по которым они обучают, законодательно закреплен и не менялся десятилетиями. «О какой уж оперативности реагирования на требования рынка может идти речь!» — машет рукой Елистратов...
Продолжение следует
|