Нет проблем? - Стань начальником!
Оксана КРЫЛОВА
Источник: Элитный персонал
Итак, Вы стали начальником в своем собственном отделе. Вы счастливы! А Ваши бывшие коллеги? Возможно, у них совсем другое отношение к этому назначению. Сможете ли Вы завоевать авторитет и отстоять свою новую позицию?
Итак, Вы стали начальником в своем собственном отделе. Вы счастливы! А Ваши бывшие коллеги? Возможно, у них совсем другое отношение к этому назначению. Сможете ли Вы завоевать авторитет и отстоять свою новую позицию? Оказывается, решить эти проблемы совсем не просто. Так что, маэстро, урежьте марш! Время для праздничного банкета еще не пришло. Вас только назначили начальником, а Вам еще предстоит им стать.
Мы все глядим в Наполеоны?
Всегда ли такая ситуация чревата конфликтами внутри коллектива? На самом деле, нет. По мнению Валерия Чемекова, директора по персоналу компании «Пересвет-Инвест», конфликты довольно частое, но не обязательное явление. Их возникновение зависит, во-первых, от типа корпоративной культуры компании, а во-вторых, от умелой или неумелой работы службы персонала.
Действительно, если в компании поощряется борьба за должности, каждое новое назначение является инструментом мотивации, то конфликтов на этой почве избежать довольно трудно. И, наоборот, в компаниях, где сотрудники ориентированы на квалификационную карьеру, разногласий по поводу продвижения сослуживцев практически не возникает. Ведь в таких организациях «рядовой» профи может и зарабатывать гораздо больше, и цениться руководством выше, чем его непосредственный начальник. Конечно, такие «плоские» компании возможны не в любой сфере бизнеса. Но мировая практика говорит о том, что число подобных компаний увеличивается, некоторые гигантские корпорации намерено разбивают свои структуры на более мелкие, с меньшим количеством иерархических ступеней.
Очевидно, что и в таких компаниях могут возникнуть конфликты из-за повышения одного из коллег, но это уже конфликты другого масштаба, их можно решить усилиями кадровой службы. «Как правило, в таких ситуациях, - говорит Валерий Чемеков, - достаточно нескольких бесед с человеком, недовольным новым назначением. Я практикую такой коучинг: ко мне приходят и подчиненные, и новоиспеченные начальники, с конкретными вопросами, которые всегда можно снять».
Но психологическая поддержка - это только одна часть работы с персоналом, другая – грамотная политика создания кадрового резерва в компании. Задача это не такая простая, как может показаться, ведь нужно не просто выделить перспективного человека, но и помочь ему подготовиться к новой должности, причем большая часть этой работы должна проходить тайно, дабы не вызвать преждевременной реакции коллектива.
По словам Ольги Кныш, директора по персоналу представительства компании Oracle в России и СНГ, конфликтов при выдвижении одного из сотрудников можно избежать, но заниматься этим нужно не от случая к случаю, а целенаправленно, тогда не будут выдвигаться случайные люди, а коллектив всегда сможет это оценить. «Если человек уже обладал авторитетом, то и в новой должности он сможет его отстоять и даже повысить. Другое дело, если никакого реального авторитета у человека, пришедшего на руководящую должность, не было с самого начала. Это уже просчет руководства компании», - уверена г-жа Кныш.
Но это, как говорится, теория или идеальный вариант действительности, который иногда удается достичь. На практике же человеку, вырвавшемуся вперед, зачастую приходится бороться за себя и свою карьеру самостоятельно.
Жертвы повышения
Карьеристы сейчас в моде, поэтому такие фразы, как «планирование карьеры», «профессиональный рост», «ротация кадров», прочно вошли в наш лексикон и наш образ мышления. Но у этой «здоровой амбициозности» есть и обратная сторона, о которой чаще всего забывают. Ведь шагать по карьерной лестнице придется не в одиночку, вокруг будут люди, возможно, исповедующие туже самую религию карьеризма. А сможет ли начальник, неожиданно переросший своих коллег, ими руководить, захотят ли они ему подчиняться?
Вот две реальные истории на эту тему.
Константин Р., начальник отдела торговых операций банка (Екатеринбург): - Мне так и не удалось стать настоящим начальником в родном коллективе. Отработав пару лет в должности sales-менеджера в региональном отделении «Екатеринбург» крупного российского холдинга, я был назначен и.о. директора этого же отделения.
С первых же дней мое назначение пришлось по душе далеко не всем моим коллегам, поскольку в нашем небольшом коллективе были специалисты, которые пришли в компанию раньше меня, и сами планировали занять освободившееся место начальника. Некоторые из них не хотели подчиняться демонстративно, другие исподтишка саботировали мои распоряжения. Все это, естественно, повлияло на моральный климат, а затем и на реальные показатели работы.
Возможно, именно поэтому решение о моем назначении руководителем, а не исполняющим обязанности, все откладывалось. Приставка «и.о.» психологически мешала мне работать с подчиненными и клиентами, лишая меня уверенности в себе. А подчиненным не давала увидеть во мне настоящего начальника, принять мое назначение как свершившийся факт.
Поэтому, когда через 3 месяца работа так и не наладилась, я предпочел уйти на аналогичную позицию в другую компанию. Там психологическое давление было меньше, и моя карьера стала складываться гораздо легче.
Татьяна Фадеева, генеральный директор магазина «Женская и мужская одежда» при швейной фабрике «Салют»: - В магазине я работаю уже больше 10 лет, начинала как рядовой экономист, потом получила профильное образование и стала товароведом, затем руководителем этого подразделения, заместителем директора магазина и, наконец, директором. Не слишком стремительная карьера по нашим временам. Думаю, это связано, прежде всего, с тем, что у нас очень стабильный коллектив, люди работают вместе не один десяток лет. И каждый раз, поднимаясь на ступеньку выше, мне приходилось преодолевать сопротивление коллектива, непонимание со стороны коллег, почему двигают меня, чем я лучше?
Каждый раз мне приходилось доказывать, что никакого подвоха тут нет, просто я во время окончила нужные курсы, освоила новую программу, выучила иностранный язык, ведь я более активна, не боюсь брать ответственность на себя, выполнить лишнюю работу. А другие даже не собирались этого делать. Но, если честно, мне никогда не хотелось уходить из коллектива. На каждом этапе были свои трудности, кто-то даже увольнялся, не желая мне подчиняться. Но постепенно напряжение спадало: все видели, что я не собираюсь никого подминать, угнетать, наоборот, я лучше других знаю внутренние проблемы и пытаюсь их решить. На мой взгляд, быть начальником в своем коллективе гораздо сложнее, но и интереснее, ответственнее, чем каждый раз переходить с места на место.
Комментирует Марина Коноваленко, кандидат психологических наук, независимый психолог: - Стать настоящим начальником, заработать новый статус среди своих бывших коллег, а возможно, и приятелей, задача действительно непростая. Не у каждого человека хватит терпения и настойчивости, чтобы реализовать этот проект. А стоит ли вообще тратить на это энергию? Ведь, как показывает современная практика, гораздо легче строить карьеру путем перехода в другие компании. В этом случае подчиненные не будут постоянно сравнивать вас нынешнего и прежнего. На новом месте не будет необходимости постоянно что-то кому-то доказывать: там с первых же шагов вас будут воспринимать соответственно статусу должности. Именно это и подтвердил пример Константина. Убрав внешний раздражитель, он сберег свои нервы и продолжил поступательное движение по карьерной лестнице.
Другое дело, что этот путь подходит далеко не всем. Для некоторых адаптация в новом коллективе, в иной корпоративной культуре более тяжелое испытание, чем постоянные стычки с бывшими коллегами. Для других необходимость постоянно доказывать, что он лучший, - единственно возможный способ развития и продвижения. Без борьбы и внешних помех такие люди просто не могут двигаться вперед или вверх. Поэтому прежде чем принять решение о вступлении в новую должность или переходе в другую компанию, определите свой тип личности, поймите, что необходимо именно вам, и действуйте. Начальником может стать далеко не каждый, но если вам выпал шанс испытать себя…
Советы начинающим начальникам
- Покажите коллегам, что изменились не вы, а ваш статус, а, следовательно, обязанности, ответственность и полномочия. Поэтому и корректировка личных и рабочих взаимоотношений неизбежна.
- Не пытайтесь быть умнее подчиненных. Не стоит делать вид, что теперь вы ВСЁ знаете.
- Старайтесь не вести себя как специалист: у вас иные задачи. Даже если вас назначили, потому что вы как профессионал все делали лучше всех, теперь у вас совсем другая работа.
- Не держитесь с подчиненными фамильярно, «за своего». Вы можете продолжать дружеские отношения с бывшими коллегами, но только в том случае, если роль лидера в этих отношениях остается за вами. Если вы чувствуете, что лидирует кто-то из подчиненных, лучше держите дистанцию.
- Установите свои правила игры (отношение к опозданиям, совместным чаепитиям, форме одежды и т.п.) и сами неукоснительно их выполняйте.
- Почаще вспоминайте себя в роли подчиненного: каким вы хотели видеть своего начальника, что вам было особенно неприятно.
- Используйте свой главный козырь: вы знаете отдел и сотрудников изнутри – вам легче грамотно распределить работу и добиться нужного результата.
- Заручитесь поддержкой вышестоящего руководства: его авторитет поможет и вам стать более значимым в глазах бывших коллег.
- Относитесь к себе и работе с долей юмора. Многие ошибки могут быть прощены человеку, который умеет подтрунивать над собой, однако не переходите границ: не высмеивайте других, но и сами не становитесь объектом насмешек.
|