Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Оперативность мышления


С . А. Гладышев
Источник: Работа и зарплата

Профессионал, стремящийся достичь карьерного успеха, должен превосходить конкурентов либо качеством своей работы, либо ее объемом. Первый вариант конкурентного преимущества требует таланта, который дается очень

Профессионал, стремящийся достичь карьерного успеха, должен превосходить конкурентов либо качеством своей работы, либо ее объемом. Первый вариант конкурентного преимущества требует таланта, который дается очень немногим. Стремление же делать больше своих соперников порождает острый дефицит одного из главных трудовых ресурсов - времени. Амбициозный человек обречен делать работу как можно быстрее, в результате чего появилось понятие тайм-менеджмента. Одной из профессиональных функций, подвергающихся такому ускорению, оказывается мышление.

Быстро думать не значит думать так же, как обычно, только за меньший отрезок времени. Подобное ускорение приводит к резкому падению эффективности мыслительного процесса. Поэтому приходится применять специальные механизмы, необязательные для обычного интеллекта.

1. Организация входящей информации. Профессионал должен требовать от своих подчиненных правильной подачи деловой информации. Сообщения должны быть четкими и лаконичными, доносящими только суть дела. Детали в первоначальном докладе обычно опускаются, но персонал должен быть готов по запросу начальника сразу же уточнить тот или иной аспект излагаемого предмета. Это можно назвать культурой делового доклада, которую приходится прививать как самому себе, так и подчиненным. Когда руководитель раз-другой в разговорах со специалистами перейдет на привычное блуждание в информационных джунглях, впустую тратя рабочее время, подчиненные невольно (и зачастую неосознанно) подстроятся вопреки декларациям начальника именно под такой стиль доклада. Поэтому профессионал всегда должен начинать с себя, приучаясь всегда получать предварительно обработанную информацию.

2. Схематичность мышления. Чтобы не тратить время на раскладывание по полочкам полученной информации, ее надо максимально упорядочивать. На этой стадии сортировки происходит фильтрация, в результате которой в поле внимания остаются только значимые элементы, а остальные сведения отправляются в кладовые памяти (внутренней и внешней). Такая организация мыслительного процесса позволяет обобщать информационные единицы в более крупные образования. Для наглядности и дополнительного контроля подобные схемы удобно выносить из головы на бумагу, демонстрационную доску, экран компьютера.

Организованное таким образом мышление превращается в манипуляцию несколькими информационными блоками с отображением системных связей между ними. Любая новая информация тут же встраивается в имеющуюся логическую схему. Несовместимость же новой и рабочей информации порождает необходимость либо игнорирования первой, либо трансформации мыслительной схемы. Для повышения качества мыслительного процесса необходимо оперировать сразу несколькими альтернативными схемами, каждая из которых должна непрерывно проверяться на адекватность реальности. Только в процессе дальнейшей работы можно сосредотачиваться преимущественно на одной наиболее адекватной схеме, оставляя остальные в резерве до первых серьезных затруднений.

3. Создание набора упреждающих образов. Когда мы получаем информационный сигнал, значение которого сразу понять не можем, у нас уходит какое-то время на работу с ним - уточнение, анализ, сопоставление с другой информацией и т. д. Если же полученная информация ожидаема и понятна, то мышление ограничивается быстрым узнаванием. Поэтому мышление профессионала, часто попадающего в деловой цейтнот, должно провести некоторую предварительную работу в относительно ненапряженные периоды трудового процесса, направленную на формирование образов всех основных объектов и явлений, с которыми он может столкнуться в будущем.

Обычно мы начинаем думать о каком-то аспекте своей работы лишь тогда, когда он настоятельно возникает в поле нашего внимания. В этом случае какая-то сторона профессии за многие годы может остаться непознанной, если жизнь не заставит ею когда-нибудь заняться. Например, бухгалтер может всю жизнь просидеть на ведении каких-то одних счетов, зная о существовании других только понаслышке. Тот же бухгалтер, который рассчитывает со временем занять должность главбуха, должен иметь четкое представление о работе всех участков бухучета, даже если в его трудовой биографии в этом не возникало необходимости. Поэтому профессионал, мечтающий о карьерном успехе, должен позаботиться о хорошем понимании всех основных объектов своего потенциального поля деятельности.

4. Использование стандартных ответов. В психологии есть такое понятие, как «катехизисное мышление». Своим названием оно обязано соответствующей религиозной книге, написанной в форме вопросов и ответов. Подобная организация знаний фактически подменяет мышление памятью, когда человеку достаточно запомнить как можно большее количество ответов на основные вопросы, возникающие в жизни, и думать ему, скорее всего, уже не понадобится. В целом понятие «катехизисное мышление» используется психологами в негативном смысле, так как при подобном подходе человека к решению своих жизненных проблем он оказывается заложником мудрости предков — авторов подобного катехизиса. Если же жизнь поставит перед ним современную проблему, не возникавшую ранее, то он окажется неспособным решить ее самостоятельно.

Однако профессиональный мир часто ставит человека в такие критические ситуации, когда знание стандартных ответов на те или иные рабочие вопросы может избавить его от необходимости тратить бесценное время на размышления. Поэтому бывает полезным для оперативности мыслительного процесса составлять заблаговременно собственный катехизис стандартных ответов на разнообразные профессиональные вопросы или же находить подобный сборник в информационной среде своего профессионального мира.

5. Приемы быстрого нахождения нетривиальных решений. Недостатком любого профессионального катехизиса всегда будет оставаться невозможность дать ответы на любые возникающие в работе вопросы. А раз так, то время от времени мы неизбежно будем оказываться перед необходимостью напрягать свои извилины для решения какого-либо рабочего вопроса. Из всех возможных приемов поиска решений наиболее быстрыми представляются следующие.

Мозговой штурм, суть которого заключается в отключении критики генерируемых идей. Дело в том, что в нашей психике есть внутренняя цензура, которая анализирует появляющиеся в ней идеи и отфильтровывает в «корзину интеллектуального мусора» те, которые посчитает несостоятельными. При этом, как и любой другой вид цензуры, такая внутренняя критика допускает немало ошибок, бракуя ценные мысли. В итоге мы получаем недостаточное количество по-настоящему прорывных идей, кажущихся на первый взгляд бредовыми. Технология «мозгового штурма» сводится к вынесению из психики функции цензуры и разнесению ее по времени с функцией генерации идей.

Решение по аналогии. Когда не удается найти ответ в своем собственном профессиональном катехизисе, можно попробовать поискать в аналогичных сборниках у специалистов других профессий, родственных вашей. Найдя что-то похожее, попытайтесь позаимствовать чужую заготовку, трансформировав ее под свой случай.

Использование чужих мозгов. Одна истина гласит, что умным человеком является тот, кто работает сам на себя, а мудрым - на кого работают умные люди. Будьте мудры - не стесняйтесь пользоваться чужим интеллектом. Это вовсе не будет свидетельствовать о том, что вы не обладаете мозгами должного качества - просто у вас нет на это времени.

6. Правильная организация исходящей информации. Если вы работаете в трудовом коллективе, где от ваших действий зависит поведение других людей, то ваше решение профессиональной задачи может столкнуться с неприятием со стороны подчиненных. Обидно быстро и качественно думать, а потом долго и нудно втолковывать свои идеи. Поэтому бывает полезно сразу создавать мыслительный продукт готовым к быстрому внешнему употреблению.

С. А. ГЛАДЫШЕВ, психолог

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru