Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Страшная месть, или Как обезопасить себя от злопамятных подчинённых


Юлия А. Васильева
Источник: Ведомости

Желание насолить собственному начальнику испытывают многие подчиненные. В январе прошлого года в РОВД поселка Балезино позвонил мужчина, который сообщил о минировании пассажирского поезда, следовавшего по маршруту

Желание насолить собственному начальнику испытывают многие подчиненные.

В январе прошлого года в РОВД поселка Балезино позвонил мужчина, который сообщил о минировании пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Ижевск - Яр. Поезд был остановлен. Но оперативники с собакой взрывных устройств не обнаружили. Зато они нашли начальника Карсовайского лесничества, который в этом поезде ехал. Он и был причиной происшествия, поскольку телефонным террористом оказался его бывший подчиненный, уволенный за пьянство.

Виновника происшествия - гражданина Тютина удалось опознать по сохранившейся записи телефонного сообщения. Сотрудникам ГУВД по транспорту МВД РФ Волго-Вятского округа Тютин сообщил, что жажда мести заставила его пойти на преступление.

Оказывается, подобные истории не такая уж редкость. Желание насолить собственному начальнику испытывают многие подчиненные.

"Бизнес в целом построен на рациональных началах, но все же делается людьми, которые по природе своей эмоциональны, - объясняет генеральный директор "ЭКОПСИ Консалтинг" доктор психологических наук Владимир Столин. - Каждый человек может испытывать чувство неприязни, особенно к начальнику, ведь любой руководитель обязан принимать не всегда популярные решения".

Неуловимые мстители

Текст на одном из интернет-сайтов гласит: "У большинства начальников самое уязвимое место - это их компьютеры, поэтому самый эффективный способ мести - сделать так, чтобы компьютер работал в непривычном режиме. Главное, чтобы жертва не догадалась, что это ты поменял местами кнопки на клавиатуре, набил в щель дисковода бумажки или сделал скриншот рабочего стола и повесил его обоями на этом рабочем столе, предварительно убрав настоящие иконки. Главное - фантазия". И опыт показывает, что фантазия подчиненных не знает границ.

Терроризм. История с гражданином Тютиным не единственная в своем роде. В августе 2003 г. нижегородец Владимир Широнов, внезапно вспомнив об обидах на своего бывшего начальника, позвонил в Единую службу спасения и сообщил о бомбе, якобы заложенной на его прежнем месте работы. Уже в начале этого года хулигана приговорили к выплате штрафа в 50 000 руб.

В Цинциннати, (в разгар истории с письмами, содержавшими порошок со спорами сибирской язвы) служащий частной компании был арестован за то, что подложил на стол собственному начальнику конверт с веществом белого цвета. Порошок оказался толченым мелом. Начальник отделался легким испугом, а вот служащего обвинили в нагнетании паники. Подобные случаи дорого обходятся не только государству, тратящему время на поиск "бомбы" или "бактериологического оружия", но и компании: все находящиеся здании компании сотрудники были эвакуированы и в течение нескольких часов ожидали разрешения вернуться на рабочие места.

Членовредительство. К сожалению, одним мелким хулиганством дело не обходится. В марте этого года сотрудник екатеринбургского автотранспортного предприятии "Ваг-Сервис" ранил собственного начальника из пневматического пистолета за то, что тот отказался подписывать заявление об уходе. В итоге мой подчиненный добился своего, его уволили, - рассказал руководитель предприятия, пострадавший Александр Неумин. - За нападение его так и не наказали: происшедшее сформулировали словосочетанием "общая неприязнь", наказания за которую не полагается".

Черный PR. Это один из самых распространенных способов навредить компании. "На рынке труда есть работодатели-компании с не очень хорошей репутацией, - говорит руководитель департамента "Рекрутмент для рынка строительства и недвижимости" Галина Спасенова. - Часто это случается потому, что компании не умеют корректно расставаться со своими сотрудниками. Ведь если человек обижен и хочет "насолить", у него масса возможностей это сделать. Бывший сотрудник - это очень серьезный источник информации, на который невозможно воздействовать.

Информационный шпионаж. Подобные истории трудно назвать местью, потому что в таком случае люди действуют очень рационально, однако факт вредительства налицо. Вице-президент УК "Ренессанс Капитал" Вячеслав Давиденко столкнулся с подобной историей сам на одном из прошлых мест работы.

Для одного из проектов компании, в которой он работал, в качестве временной рабочей силы был привлечен посторонний сотрудник. Зарплата должна была складываться из двух частей: оклад и бонус по итогам проекта. Когда работа была закончена, оказалось, что в отведенный срок человек не уложился, и он был проинформирован, что бонус будет выплачен тогда, когда проект будет завершен в рамках компании либо вне ее. "Сотрудник любезно сообщил, что успел скопировать коммерческую информацию компании и найдет возможность навредить мне и компании, - рассказал Давиденко. - К счастью, из этой ситуации удалось выпутаться. Я написал заявление в милицию. При этом я четко понимал, что это может иметь скорее психологический эффект, чем практический: в нашем государстве такого человека наказать невозможно".

Мелкие пакости. В 2001 г. специалисты британского кадрового агентства Fish4jobs провели опрос среди офисных работников Лондона, Манчестера и Глазго о способах мести начальникам. Оказалось, что британцы изощренно мстят своим руководителям за обиды. Одна из опрошенных рассказала, что засыпала тальк в вентиляционные отверстия машины босса, перед тем как тот должен был ехать на деловую встречу. Другая дама сорвала выступление своего шефа, спрятав подготовленные бумаги.

Сотрудник одного из российских рекламных агентств, просивший не называть его имени, рассказал, что для того, чтобы насолить начальнику, намеренно не замечает ошибки в рекламных текстах. "Формально это не входит в мои обязанности, - говорит он, - поэтому обвинить меня ни в чем нельзя. Зато мой начальник-хам получает сполна".

Меры предосторожности

Сотрудник английского агентства Fish4jobs Ли Уолш рассказывает, что истории, по которым проводили вышеописанное исследование, скорее просто курьез.

"Нельзя сказать, чтобы это было серьезной проблемой в Англии, - сказал Уолш. То же самое можно сказать и о России.

По мнению Давиденко, то, что в России встречается подобное, виновата низкая культура наемного работника. "Как это ни парадоксально, с точки зрения закона в нашей стране работодатель очень сильно незащищен, - считает Давиденко. - Если подчиненный хам или негодяй, то руководитель часто не знает, что этому противопоставить".

HR-специалисты считают, что избежать подобных историй поможет правильная кадровая политика.

Правильный подбор персонала. "Мстительный человек будет интерпретировать законные действия как личную обиду, - поясняет Столин. - Такие люди потенциально опасны для организации, поэтому необходимо правильно создавать систему подбора кадров, чтобы такие люди отсеивались еще на входе".

Директор по персоналу компании "Седьмой Континент" Иветта Александрова одной из наиболее эффективных методик, позволяющих еще до приема соискателя на работу в компанию определить, склонен ли человек к созданию конфликтных ситуаций в коллективе, является проверка рекомендаций с предыдущих мест работы.

Галина Спасенова считает одним из показателей конфликтности в человеке отношение кандидата к бывшему работодателю. Люди, которые имеют представление об общей корпоративной культуре, знают неписаное правило: "О работодателе или хорошо, или ничего". Кандидат, который в красках описывает, какой плохой был у него начальник, вызывает у работодателя подозрение, что точно так же он будет поступать по отношению к нему , - говорит она.

Формализация отношений. По словам Давиденко, после истории с шантажом он понял, что чем больше формализованы отношения между начальниками и подчиненными, чем больше зафиксированы обязанности двух сторон, тем в долгосрочной перспективе и для сотрудника, и для начальника это будет лучше.

"Люди редко обижаются на неприятные действия по отношению к ним, если это является следствием каких-то установленных правил, даже суровых, - поддерживает это мнение Столин. - Руководитель, который действует по таким правилам, очень редко вызывает мстительные чувства".

Корпоративная культура. В компаниях с развитой корпоративной культурой есть табу - нельзя унижать человека. Правило это выполняют далеко не все руководители, провоцируя подчиненного, который находится в заведомо неравных условиях, на месть. Люди, доведенные до отчаяния, готовы на многое.

Процедура расставания. По мнению Столина, расставание с сотрудниками такой же важный для компании момент, как и прием на работу. "При увольнении нельзя унижать человека. Говорить увольняемому, что с ним расстаются, потому что он плохой, - это можно считать психологической провокацией", - считает Столин.

По возможности уволенному человеку нужно помочь в трудоустройстве, сохранять с ним дальнейшую связь. Дать рекомендацию, которая не будет скрывать недостатки, но и затушевывать достоинства.

Юлия А. Васильева

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru