Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Культурная революция - дело каждого



Источник: JobCenter.ru

Еще десять лет назад слова «корпоративная культура» звучали для российского уха загадочно и непонятно, а сейчас они прочно вошли в лексикон современных менеджеров, кадровиков, юристов и даже государственных служащих.

Еще десять лет назад слова «корпоративная культура» звучали для российского уха загадочно и непонятно, а сейчас они прочно вошли в лексикон современных менеджеров, кадровиков, юристов и даже государственных служащих. Однако, хотя словосочетание на слуху, четко определить, что же такое корпоративная культура, могут немногие. Попробуем разобраться.

Корпоративная культура – это система принятых в организации правил, ценностей, отношений, норм поведения. Можно сказать, что это внутренний климат организации, воздух, которым дышит компания, или нити, связывающие всех ее сотрудников в единое целое, или среда, в которой развивается каждый отдельный человек, работающий в данной фирме. Корпоративная культура может быть детально проговорена, а может быть негласной. Во всяком случае тот факт, что она существует, не подлежит сомнению.

В любой более-менее крупной организации прослеживаются яркие элементы корпоративной культуры. Приверженность символам и церемониям (значки, футболки, специальные награды, такие как «работник месяца», корпоративные мероприятия и празднования, особое оформление или название кабинетов, (например, на одной известной московской радиостанции общая комната для сотрудников, в которой располагаются секретари-референты, аккумулирующие телефонные линии и чай-кофе, называется «аквариум»).

Характерным элементом являются общекорпоративные ценности. Часто их определяет глава компании в соответствии с направлением деятельности и собственными предпочтениями, и на их основе формулируются девизы. Примером может служить девиз компании «Ben & Jerry», выпускающей мороженое: «Преуспевая, делайте добро». Как правило, существуют некие общие стандарты, которые ярко демонстрируют подлинную корпоративную культуру компании. Это может быть, например, стремление к лидерству, ориентация на клиента («клиент всегда прав»), командное взаимодействие, профессионализм, открытость и т.п.

Еще одним значимым элементом корпоративной культуры может быть миссия компании. Многие употребляют это слово, не понимая до конца, что оно означает. Впрочем, это не удивительно, поскольку определений этого понятия великое множество.

Георгий Мелик-Еганов, директор компании «Менеджмент Трэйнинг Интернешнл», объясняет, что, «говоря о миссии, мы говорим о предназначении. Это попытка объяснить обществу, зачем компания существует и какая от нее польза».

Корпоративная культура не должна развиваться сама по себе, ее нужно грамотно выстраивать и продумывать, и в этом случае она станет мощным и эффективным инструментом для достижения целей компании. Внутренний микроклимат может вдохновлять сотрудников на максимальную отдачу, поддерживать их в трудные времена и подстегивать на волне успеха, а может тормозить развитие и угнетать как отдельных людей, так и целые отделы.

«Способов формирования корпоративной культуры множество, - говорит президент консультационного центра “Training & Coaching International” Александр Ефремов, - здесь можно упомянуть и систему мотивации, и политику найма, и создание профилей рабочих мест, и многое другое. Собственно, осознанное формирование корпоративной культуры начинается с ответа на вопросы: для чего существует наш бизнес? Кто наши клиенты? Какую ценность представляет для них наш продукт? Каких людей мы хотим видеть в компании?»

Грамотно выстроенная корпоративная культура уникальна, поскольку формируется в соответствии с философией бизнеса компании, ее ценностями, миссией и стратегией. Конечно, можно проследить общие тенденции и типы, но на разных этапах развития и в разных сферах деятельности компании преследуют совершенно различные цели, следовательно используют разные инструменты (и в том числе корпоративную культуру) для их достижения.

Классификаций корпоративных культур существует несколько. Одна из них была предложена Джеффри Зоненфельдом, выделившим четыре типа:

Бейсбольная команда формируется в условиях повышенного риска, когда актуальны быстрые изменения и оперативное реагирование на обратную связь от внешней среды. Решения принимаются молниеносно, наиболее востребованы талант, креативность, инициатива и новаторство. Здесь действует принцип «кто не успел, тот опоздал», и наименее эффективные сотрудники быстро оказываются за бортом. Такая корпоративная культура характерна для динамичных и творческих сфер деятельности, таких как реклама, IT, политтехнологии и т.п

Клуб воспитывает совсем другие ценности. Здесь в почете верность, приверженность, сработанность, опыт, командное взаимодействие. В таких компаниях люди работают десятилетиями, а иногда и всю жизнь, постепенно, но неуклонно продвигаясь по карьерной лестнице. При этом чем выше поднимается сотрудник, тем шире его кругозор, поскольку нередко он «растет», переходя из отдела в отдел. Эти корпорации напоминают семейные кланы, а к руководителю часто относятся как к отцу. Часто клубной структурой обладают банки и финансовые гиганты.

Академическая культура похожа на клубную, но гораздо менее гибкая. Сюда также приходят молодыми, но, как правило, фиксируются на одном направлении и строго придерживаются его многие годы. Карьерный рост здесь такой медленный и неспешный, как и в «клубе», но у каждого сотрудника свое специфическое направление, в котором компетентен по-настоящему только он. В конечном итоге он становится незаменимым экспертом в своей «нише». Основными критериями для продвижения в таких корпорациях являются компетентность, хорошая работа, профессиональное мастерство и опыт. Строгая академическая корпоративная культура представлена в давно сформировавшихся компаниях, таких, как Coca-Cola, Ford или General Motors.

Крепость возникает в критические для компании периоды, когда речь идет не об успехе, а о выживании. В этой ситуации профессиональный рост, если и возможен, то связан с большими сложностями. Для большинства работников такая культура губительна, но те, кто умеют принимать вызов и держать удар, нередко получают признание не только в масштабах своей корпорации, но и в масштабах страны.

Естественно, в чистом виде такие типы не встречаются почти никогда, как правило, они в той или иной мере дополняют друг друга. Именно гармоничное сочетание элементов всех типов способствует успеху корпорации.

Существует устойчивый миф, что корпоративную культуру создают и поддерживают руководители компаний, что важными изменениями можно руководить только сверху. Однако на деле внутренний климат организации создается не только и не столько ее формальным лидером, сколько каждым сотрудником от уборщицы до топ-менеджера.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru